Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Неколебимо, как Россия

Поделится:
15:47 12 Октября 2017 г. 754

 

30 сентября — 2 октября 1941 года мощная группировка фашистских армий «Центр» начала наступление на Москву.

По свидетельствам фашистских генералов, Гитлер на одном из совещаний в штабе группы армий «Центр» заявил: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель — будь то мужчина, женщина или ребенок, — не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой».

3 октября, едва началось наступление, «фюрер», верный своей привычке лгать, заявлял: «Враг уже разбит и никогда больше не восстановит своих сил». Вторя своему фюреру, Геббельс тут же приказал газетам оставить на 12 октября место для «особо важного сообщения» — для сообщения о взятии Москвы.

Взятием Москвы бредили и фашистские офицеры. Один из них, Альберт Неймгейн, писал домой: «Я видел полк наших гренадеров, которые первыми должны пройти по Красной площади... Это конец, дядюшка. Ты знаешь, я не восторженный юноша и не горячий невежда. Это конец. Москва наша. Россия наша. Европа наша».

В таком угаре шли фашистские захватчики на Москву. Но скоро для них началось тяжелое отрезвление, а для не¬которых, в том числе и для автора процитированного выше письма, наступил конец.

Готовя наступление на Москву, фашистские изверги придумывали различные способы уничтожения города и его жителей. Вначале они предполагали затопить столицу и создать на ее месте огромное море. Наконец, решили смести город с лица земли бомбардировками и артиллерийским огнем.

dGvZHmG_sxs.jpg

Подлинный тайфун обрушился на головы фашистских захватчиков, когда вся многонациональная братская семья народов Советского Союза во главе с его старшим братом — русским народом стала на защиту столицы социалистической Отчизны.

3 октября фашисты захватили Орел, 13 октября — Вязьму. 14 октября они ворвались в Калинин, вышли на подступы к Туле. Бои шли в 80 — 100 километрах от Москвы, столица стала прифронтовым городом. В ней и прилегающих районах было введено осадное положение. 19 октября Государственный Комитет Обороны принял постановление, в котором призывал «соблюдать порядок и спокойствие и оказывать Красной Армии, оборонявшую Москву, всяческое содействие».

Ожесточенной была эта борьба. В середине октября начались бои на «можайской линии». Только 18 октября полк советских артиллеристов уничтожил здесь 39 немецких танков. На Волоколамском направлении за пять дней советские артиллеристы уничтожили 81 вражеский танк.

 Коммунистическая партия призвала население Москвы к защите столицы. Была создана Московская зона обороны, в распоряжении которой находились войска московского гарнизона, истребительные и рабочие батальоны города. К середине октября удалось создать сплошную линию обороны на дальних подступах к Москве и прочно удерживать войсками Западного фронта занимаемые рубежи. Это сковало продвижение противника по всему фронту, ослабило силу его ударов.

Собрание актива московской партийной организации приняло решение о формировании в районах столицы истребительных и рабочих рот и батальонов. Вокруг Москвы, да и на ее улицах спешно строились оборонительные сооружения. «Опояшем святыню русского народа — Москву — непроходимым кольцом укреплений, противотанковых рвов, надолбов, эскарпов»,— призывал Московский комитет партии.

Трудящиеся столицы горячо откликнулись на призыв партии. За короткий срок москвичи сформировали свыше 15 добровольческих дивизий. Москва дала фронту более 120 тысяч бойцов народного ополчения, которые вместе с регулярными войсками самоотверженно защищали столицу. Более 100 тысяч коммунистов и четверть миллиона комсомольцев столицы и области добровольно ушли на фронт в 41 партизанский отряд, в 377 диверсионных групп, насчитывавших до 15 тысяч человек, действовали в тылу врага на территории Московской области. Более полумиллиона жителей Москвы, преимущественно женщин, участвовало в строительстве оборонительных сооружений. Москвичи вместе с воинскими частями за короткий срок выкопали более 360 километров противотанковых рвов, протянули 611 километров проволочных заграждений.

Подчиняя всю свою деятельность главной задаче — отстоять Москву, все предприятия столицы перешли на работу в три смены. Москва превратилась в своеобразный арсенал фронта, пополнявший войска людьми, техникой.

Благодаря тщательно продуманной системе противовоздушной обороны и легендарному героизму войск ПВО, летчиков и зенитчиков, жителей столицы Москва была спасена от громадных разрушений. Около полутора тысяч самолетов противника, которым была поручена варварская миссия — сровнять древнюю русскую столицу с мостовой путем непрерывных бомбёжек, было погребено на подступах к Москве. Мужество бойцов ПВО, летчиков и зенитчиков обеспечило бесперебойную работу предприятий Московского промышленного района, перевозку воинских грузов, направлявшихся через Московский железнодорожный узел.

Октябрьское наступление фашистских войск на Москву разбилось о силу и героизм Красной Армии, о непреклонную волю защитников столицы. Враг был остановлен на рубеже Осташков — Калинин — Волоколамск — Наро-Фо- минск и под Тулой.

6 ноября 1941 года состоялось традиционное заседание Московского Совета депутатов трудящихся, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а 7 Ноября — парад войск на Красной площади. Воины прямо с парада направлялись на фронт.

27 ноября 1941 года газета «Правда» писала: «Нельзя ни на шаг дальше подпускать врага к Москве! Надо удесятерить стойкость защитников Москвы, не допускать слабых мест в обороне, помня завет Родины: ни шагу назад! Под Москвой должен начаться разгром врага!»

На призыв партии воины, защищавшие Москву, и население столицы ответили тысячами героических дел и подвигов.

Именно в эти дни совершила свой бессмертный подвиг 316-я стрелковая дивизия генерала И. В. Панфилова, кавалерийский корпус генерала Л. М. Доватора и другие.

Группа панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым на железнодорожном разъезде Дубосеково приняла на себя удар полусотни вражеских танков и в течение четырех часов вела с ними неравный поединок. Гитлеровцы оставили на поле боя танки, трупы, но не прошли. Когда силы были на исходе, тяжело раненный политрук со связкой гранат бросился под вражеский танк и взорвал его.

В тылу врага, на подступах к Москве, партизаны не давали опомниться палачам. На дорогах взрывались вражеские машины; горели склады с военным имуществом. Бесследно исчезали десятки гитлеровцев. За короткое время партизаны Подмосковья уничтожили более 18 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, 222 вражеских танка и бронемашины, 45 паровозов, 742 вагона, 29 складов с оружием, боеприпасами, продовольствием. Много славных имен народных мстителей стало достоянием истории. И одно из них — имя юной партизанки Тани — московской комсомолки Зои Космодемьянской. Она погибла геройской смертью, бросая в лицо терзавших ее мучителей слова ненависти:

— Бейте фашистов, будьте смелее, — призывала Зоя жителей села Петрищева.

— Мне не страшно умирать. Это счастье — умереть за свой народ...

Гитлеровцы предпринимали новые и новые попытки, чтобы прорваться к Москве. Их ставка была полностью бита. Враг был остановлен на подступах к столице, а затем начался разгром его.

В ходе контрнаступления фашистские войска были отброшены от Москвы на запад на 100—250 километров. Под Москвой потерпели поражение 38 вражеских дивизий. А всего в ходе зимнего наступления советские войска разгромили свыше 50 фашистских дивизий. Красная Армия освободила от фашистских оккупантов свыше 11 тысяч населенных пунктов.

Так бесславно закончился «молниеносный» поход фашистов на Москву.

Победа под Москвой была грозной прелюдией к грандиозным грядущим битвам. Здесь, на полях Подмосковья, осенью и зимой 1941 года решались судьбы народов не только Советского Союза, но и всего мира. По размаху и продолжительности боевых действий эта битва не имела до того равных себе в истории второй мировой войны. В ней с обеих сторон участвовало 150 дивизий, бои шли на фронте в 750 километров и продолжались около шести месяцев.

 

«Родина Советская»,

11.10.2017

 

 

 

Архив