Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Иван Лутак во главе Крыма (1961-1967 гг.)

Поделится:
14:05 04 Апреля 2013 г. 2814

Сегодня, когда искажается история коммунистического движения, очерняются партийные лидеры и коммунисты советского периода, мы начинаем цикл публикаций о великих людях, оставивших значимый вклад в истории крыма, и предлагает читателям поделиться своими воспоминаниями о крымчанах-коммунистах, работавших в разных сферах. Важным этапом в жизни и деятельности И.К. Лутака был крымский период. Ведь именно тогда он впервые поднялся к решению проблем не только областного и республиканского, но и всесоюзного уровня. Об этом подробно, тепло и эмоционально рассказывает в своих воспоминаниях крымчанин Леонид Грач - последний первый секретарь обкома партии советского периода, народный депутат Украины нескольких созывов, в годы независимости Украины - Председатель Верховного Совета Крымской Автономной Республики.

И.К. Лутак возглавил Крымскую областную партийную организацию в очень непростое время, когда в стране одна за другой шли "хрущевские реформы". Тогда любая инициатива, не понравившаяся руководству, могла стоить карьеры, но Иван Кондратьевич не боялся рисковать своим положением ради общего дела. Можно без преувеличения сказать, что его решительность и смелость помогли развитию Крыма. Так, на одном из пленумов ЦК КПСС Иван Кондратьевич, сидевший в зале среди участников украинской делегации, вдруг на глазах всего Георгиевского зала, где обычно проводили партийные пленумы, подошёл к Н.С. Хрущеву и положил перед ним какой-то документ. С точки зрения господствовавших тогда правил, подобное поведение выглядело чуть ли не дерзостью. Коллеги И.К. Лутака после того, как он вернулся на место, стали его утешать, пытаясь ободрить, но, в общем-то, все полагали, что подобный проступок не останется безнаказанным. Передав бумаги напрямую главе партии, самовольно подойдя к нему, Иван Кондратьевич нарушил все тогдашние нормы субординации. Поэтому никто не сомневался, что этот пленум станет для него последним.

Когда работа пленума подходила к концу, Н.С. Хрущев бросил в зал: "Где там крымский Лутак, пусть подойдёт сюда". Конец 50-х - начало 60-х годов принято называть "политической оттепелью", тогда действительно стало возможным более откровенно, чем ранее, говорить об общественных проблемах в прессе, в произведениях литературы и искусства. Но методы правления у Н.С. Хрущева были жесткими, а подчас и авторитарными. Поэтому Ивана Кондратьевича сопровождали сочувствующие взгляды и напутствия. Но, ко всеобщему удивлению, Никита Сергеевич сказал, что было проведено заседание Президиума ЦК КПСС (так в те годы назывался руководящий орган партии), и по просьбе первого секретаря обкома партии принято решение о строительстве Северо-Крымского канала. Именно благодаря этой рукотворной водной артерии во многом была решена проблема обеспечения Крыма водой, что позволило создать на полуострове мощный аграрно-промышленный комплекс, один из самых передовых и высокоразвитых в Советском Союзе. Конечно, строительство канала требовало огромных вложений и организационных усилий, поэтому на него не так-то просто было решиться. Но в то время, если решение принималось, его обязательно выполняли. Через год, когда была проложена первая очередь канала - от Новой Каховки до Красноперекопска - Н.С. Хрущев приехал на ее открытие. Степь вокруг Красноперекопска в то время была практически бесплодной. Но тем не менее там сеяли влаголюбивую кукурузу, поскольку за её повсеместное распространение выступал сам глава партии. Естественно, что эти посевы в жаркой крымской степи имели весьма неприглядный вид и представляли собой хилые стебельки, умирающие без полива. Проходя мимо них, Никита Хрущев спросил: "А это еще зачем? Кукурузу надо сеять там, где она хорошо растёт. Зачем вы её здесь посеяли?" На это Иван Кондратьевич сказал, что какой-то дурак дал такое указание. Н.С. Хрущев с подозрением поинтересовался, кто этот дурак. "Да есть там один в Госплане", - невозмутимо ответил Лутак.

Прямо скажем, эта небезопасная откровенность благополучно сошла ему с рук. Не умел и не хотел он ради собственной выгоды восхищаться ошибками и просчётами руководства. Николай Подгорный, которой тогда был первым секретарем ЦК КПУ, не на шутку на него обиделся: "Оставь свои выходки, Иван Кондратьевич, если своей головы не жалеешь, то хоть наши пожалей".

Северо-Крымский канал вскоре был объявлен Всесоюзной комсомольской ударной стройкой, благодаря чему на его строительство были направлены лучшая техника и трудовые ресурсы. В короткий срок его довели до Керчи. В результате Керчь и Феодосия получили воду, а Восточный Крым в целом - возможность развиваться как курортный и сельскохозяйственный регион, став "краем садов и виноградников".

Ивану Кондратьевичу удалось решить еще одну, чрезвычайно важную для Крыма проблему: строительство трассы Симферополь-Ялта-Севастополь, без которой и речи не могло быть о развитии полуострова как одного из популярных курортов в СССР. Но, конечно, его достижения не ограничиваются только этими двумя эпизодами. При нём область укрепилась с экономической точки зрения, были совершены значительные преобразования в социальной сфере. Началось превращение Крыма в один из центров курортно-туристической и культурной жизни СССР. Это стало возможным прежде всего благодаря бережному, внимательному отношению к людям, постоянной заботе об их судьбах, искреннему стремлению сделать их жизнь лучше - что всегда отличало Ивана Кондратьевича. В то время руководители всех уровней, от мала до велика, считали своим долгом появляться в цехах, на полях и на фермах, проведывать ночные смены и утренние дойки. Но, в отличие от многих, И.К. Лутак делал это не в силу сложившейся традиции и не желая таким способом заработать авторитет и популярность, а потому что стремился как можно лучше узнать, в каких условиях трудятся люди, какие проблемы встают перед ними, что, с их точки зрения, представляется наиболее важным.

Иван Кондратьевич регулярно посещал промышленные и сельскохозяйственные предприятия Крыма. Об одной из таких поездок до сих пор рассказывают на полуострове забавную историю. По пути из Керчи он решил заехать в один животноводческий колхоз и сразу отправился прямо на ферму, чтобы успеть на дойку и поговорить после неё с работницами. В то время руководители не думали о саморекламе, а потому первого секретаря обкома не сразу узнавали в лицо. Когда председателю колхоза доложили, что у него на ферме находится сам Лутак, гость уже сумел завязать оживленную беседу с людьми. Убедившись, что руководитель области остался доволен увиденным, осмелевший председатель предложил Ивану Кондратьевичу пообедать. Тот согласился, предупредив, что кушать будет только в рабочей столовой. Уже во время обеда председатель, довольный тем, как у него складывается общение с высоким визитером, предложил выпить по рюмке. И хотя на дворе стоял слякотный февраль, гость это предложение мягко отклонил. После этого коллеги незадачливого председателя часто подтрунивали над ним - мол, не сумел угостить как следует высокого гостя. Не знаю, так это было или нет, но в Крыму Ивана Кондратьевича действительно любят и помнят. И.К. Лутак продолжал много делать для Крыма и после того, как покинул пост руководителя областной партийной организации. Он пошёл на выдвижение, став вторым секретарем ЦК КПУ, впоследствии работал под началом одного из самых значительных политических деятелей той эпохи Владимира Васильевича Щербицкого. Но и тогда он следил за развитием Крыма, переживал за него, старался как можно больше помогать. Мне посчастливилось неоднократно общаться с этим выдающимся руководителем, скромным и обаятельным человеком. Он и его супруга Марсель Ивановна, кстати, милейший и добрейшим человек - его ангел-хранитель, всегда были подлинными подвижниками, никогда не стремились окружить себя комфортом, оставаясь равнодушными к роскоши и чинопочитанию.

Но особенно поражает в Иване Кондратьевиче его великолепная память на людей, свидетельствующая об уважении к труженикам, подлинная доступность, редкая, прямо скажем, и для руководителей куда меньшего ранга. И.К. Лутак провёл реорганизацию и укрепление крымских сельскохозяйственных предприятий, благодаря чему увеличилась их экономическая эффективность и появилась возможность развивать на селе социальную сферу. Он стоял у истоков создания колхоза "Дружба народов", который стал одним из самых мощных в СССР. Этот колхоз был не только успешным сельскохозяйственным предприятием, но и настоящей школой аграрного дела, воспитавшей многих талантливых специалистов и руководителей.

И вот однажды, относительно недавно, в Киеве я шёл в компании с тогдашним председателем этого колхоза, и мы случайно встретили Ивана Кондратьевича. Он очень обрадовался этой неожиданной встрече и стал подробно расспрашивать о судьбе тех, с кем был раньше знаком, - агрономов, садоводов, овощеводов, бригадиров, называя их по имени-отчеству. Председатель колхоза покраснел и тихо сказал мне, что он сам не помнит имён стольких своих бывших сотрудников. Иван Кондратьевич, несмотря на то, что был руководителем намного более высокого уровня, даже через много лет знал о тружениках больше, чем их тогдашний начальник.

Чувствую огромную внутреннюю потребность сказать эти теплые слова об Иване Кондратьевиче Лутаке. Масштаб его личности, его достижения как руководителя очевидны, но чтобы по достоинству оценить их значимость, необходимо ощутить атмосферу того времени, вспомнить, какой огромный рывок был совершен тогда всей нашей страной. Иван Кондратьевич - из того поколения молодых руководителей, которое пришло в общественную жизнь после войны, победило фашизм, вынесло на своих плечах все тяготы послевоенного восстановления, когда страну фактически пришлось отстраивать заново. Это великое поколение выработало чрезвычайно высокие моральные стандарты, сделало преданность делу и уважение к людям основой руководящей деятельности и сумело передать эти качества своим преемникам. Иван Кондратьевич Лутак воспитал в Крыму целую плеяду партийных, советских и хозяйственных кадров, способных умело использовать имевшиеся в их распоряжении огромные возможности и полномочия для развития общества и улучшения жизни людей. Они не боялись принимать ответственные решения, не прятались за чужие спины, не обходили сложные проблемы. Горжусь тем, что я, как пятый по счёту от Ивана Кондратьевича первый секретарь Крымского обкома Компартии Украины, могу считать себя продолжателем его дела. И.К. Лутак является почётным крымчанином, его имя выбито золотыми буквами на стене в Верховном Совете Крыма. И это не просто свидетельство его заслуг, это отражение, пусть и далеко не полное, той благодарной памяти, которую он оставил о себе в Крыму, той признательности, которую питают к нему крымчане.

Из книги "Син землі української", 2008 г.

Архив