Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Долгая дорога к Конституции Автономной Республики Крым

Поделится:
16:15 12 Октября 2021 г. 222

21 октября – не красный день календаря. Но крымчане знают, по крайней мере, патриоты полуострова, что этот день для них – святой праздник. День Конституции Автономной Республики Крым. Именно 21 октября 1998 года Верховная Рада АРК (Председатель Грач Л.И.) принимает Конституцию АРК, а 23 декабря 1998 года её утверждает Верховная Рада Украины. Она является единственно легитимной в истории независимой Украины, на основании которой состоялось правовое обеспечение «Весны  2014 года». Каким образом был достигнут успех в Киеве, – тема особого разговора. Определенно можно сказать, что те, кто стоял у истоков создания Конституции (это, прежде всего, Грач Л.И. и его команда) – герои нашего времени, ибо они спасли Автономию от произвола киевских чиновников. Что замышляла украинская власть по отношению к нашей Автономии, пойдет речь в нашей статье.

 

КРЫМ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ УКРАИНЫ

(1991-1998 г.) ИЛИ ФЕШЕНЕБЕЛЬНЫЙ МАКИНТОШ ДЛЯ ГРАЧА.

СПРАВОЧНО: макинтош – плащ из непромокаемой прорезиненной ткани, предназначенный для изоляции от внешнего мира в непогоду.

Накануне XXI века Крымская власть продолжала жить не по законам, а по «понятиям», подкрепляя их «мокрыми делами».

В лесу дремучем и глухом,

Опутанная «мокрым» мхом,

Власть брела по бездорожью,

Распятая иудами и ложью.

Крым стремительно погружался в туманную темную ночь. Беспощадно хлестал косой дождь. Да так, что оторопь пронизывала все тело.

Становилось страшно и зябко на душе.

Но крымчане вышли достойно из этой, казалось, тупиковой ситуации, избрав в мае 1998 года коммуниста Грача Леонида Ивановича Председателем Верховной Рады АРК.

В конце тоннеля ярко забрезжил луч света…

«А может это опять мираж, сказали скептики. И мы будем в темноте продолжать тыкаться на ощупь». По Далю, мираж – это призрачное видение. Точнее не скажешь! Крымской власти следовало бы прекратить строить в заоблачных мирах хрустальные домики государственной самостоятельности, а спуститься на грешную землю и глубоко проникнуться смыслом пословицы: «Не зная броду – не суйся в воду» – не берись за любое дело, сколько легким оно бы ни казалось, без необходимых знаний, опыта, поддержки. Иначе беды не миновать. Прислушайтесь. Пули свистят у виска. Присмотритесь. Со всех сторон полуострова бушует мрачный, враждебный океан, готовый, подобно Бермудскому треугольнику, проглотить Крым со всеми своими «заморочками» государственного суверенитета. И название этому океану – Украина. Надо воспринимать это обстоятельство как данную нам реальность и находить пути совместного существования.

И здесь «буром не попрешь» – не старайтесь! Надо думать о компромиссном решении. Ещё В.И. Ленин учил умению находить принципиальный компромисс ради достижения главного результата. Для этого необходимо изучить сильные и слабые стороны своего оппонента. Врага надо знать в лицо.

Создание самостоятельного украинского государства – Украина.

 24 августа 1991 г. торжественно сообщила всему миру Верховная Рада УССР, своим постановлением утвердив «Акт провозглашения независимости Украины». Но создание и функционирование – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Пройдет немало времени, чтобы, приложив гигантские усилия, заставить всю эту махину работать, как часики.

Проблематика создания и функционирования государства всегда была востребована как в теоретическом, так и практическом плане. В каждую историческую эпоху актуализируются те или иные серьезные задачи современности, которые требую, кроме традиционных путей, новые, не стандартные средства и механизмы их решения.

С этим историческим вызовом и столкнулась независимая Украина после августа 1991 года. Сегодня можно утверждать, что экономический спад, социально-политическая дестабилизация, социальная и правовая незащищенность, связанная с катастрофическим обнищанием, позволяют констатировать, что до правового государства Украина ещё не доросла. Многочисленные негативные, в том числе набирающие обороты для Крыма, силовые процессы управления регионами, не могут являться совместимыми с формированием и функционированием правового государства Украина. Киеву следовало бы давно распрощаться с иллюзией, что создание, по их мнению, державы с мощным чиновничьим аппаратом давления является основным средством влиянием на регионы. Негоже, когда сверху диктуют распоряжения, как необходимо действовать в низовых звеньях, особенно это касается Крыма. Но ещё никому не удалось отменить третий закон Ньютона, который гласит о том, что на любое действие всегда найдется противодействие. Украинская власть по отношению к Крыму зачастую осуществляла своё силовое влияние не совсем, мягко говоря, взвешенно, вовремя и системно. Иначе, действовала поспешно, не продуманно о последствиях, а главное – без учета мнения крымчан. А это не позволительно: автономия есть автономия.

 В 90-х годах Украина находилась в капкане правовой коллизии.

С одной стороны (согласно Конституции Украины):

СТАТЬЯ 2. Украина является унитарным государством.

Унитарное – значит единое, неделимое.

С другой стороны (согласно Конституции Украины):

СТАТЬЯ 133. Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

Автономная – значит самоуправляемая, самодостаточная в вопросах своего жизнеобеспечения на данной территории.

Унитарность и автономность – две формы-антипода государственного устройства. Они не совместимы на одной и той же территории в одно и то же время по определению.

 В современной истории конфликт между Крымом и Украиной берет своё начало с уникального парадокса: появление на свет ребенка произошло раньше своего родителя. Судите сами. День «рождения» Автономной Республики Крым 12 февраля 1991 г. (Постановление Верховной Рады Украинской ССР о преобразовании Крымской области в Крымскую АСС в составе УССР), а «судьбоносный» документ, который провозгласил создание самостоятельного государства Украина (Акт о независимости Украины) датирован 24 августа 1991 г., т.е. через полгода после создания автономии. И всё пошло «кувырком». Чувствуя себя хозяином положения и стремясь опередить события, 4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крымской АССР принимает декларацию «О государственном суверенитете Крыма», 5 мая 1992 г. подкрепляет этот документ Актом «О провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым», фактически определяя Крым как независимое государство.

– 6 мая 1992 г. Верховным Советом АРК была принята Конституция Республики Крым. Фактически сделав Крым независимым от Украины.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ КРЫМА

Верховный Совет Крымской Автономной Советской Социалистической Республики

– выражая волю народа республики;

– сознавая историческую ответственность за будущее Крыма;

– уважая суверенные права всех народов;

– считая Крым участником Союзного договора;

– уважая государственный суверенитет Украины;

– исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, Всеобщей Декларации прав человека, других общепризнанных международно-правовых актов;

– стремясь создать правовое демократическое государство в составе Украины

ПРОВОЗГЛАШАЕТ:

Государственный суверенитет Крыма — как верховенство, самостоятельность, единство и неделимость государственной власти республики на её территории.

1. Граждане республики всех национальностей составляют народ Крыма, который является носителем суверенитета и источником государственной власти. Полновластие народа реализуется на основе Конституции как непосредственно, так и через выборные представительные органы.

Государственная власть в республике осуществляется по принципу разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

От имени народа Крыма может выступать исключительно Верховный Совет Республики.

Наиболее важные государственные вопросы, связанные с развитием республики, её взаимоотношениями с другими республиками, выносятся на всенародное обсуждение или референдум.

2. Территория республики не может быть изменена без ее согласия.

Верховный Совет республики решает все вопросы административно-территориального устройства. Существующий особый статус г.Севастополя сохраняется, закрепляется соответствующими законодательными актами и не может быть изменен без согласия его граждан.

3. Республика гарантирует равные права и свободы всем проживающим на её территории гражданам, независимо от их национальности, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии.

Республика подтверждает право и будет всячески содействовать возвращению депортированных народов, возрождению их национальной самобытности и культуры.

4. Народ Крыма имеет исключительное право собственности на землю, её недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории и континентального шельфа Крыма.

Экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории республики, является её собственностью, материальной основой суверенитета и используется в интересах ее граждан.

Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств, международных организаций могут размещаться на территории Крыма и использовать его природные ресурсы только в соответствии с Конституцией и законами Республики.

Республика гарантирует равноправие и защиту всех форм собственности.

5. Республика самостоятельно определяет свой экономический статус, проводит финансовую, кредитную и инвестиционную политику, формирует свой государственный бюджет, устанавливает порядок образования и использования валютного и других фондов.

6. Республика самостоятельно устанавливает порядок охраны природы на территории Крыма и использования природных ресурсов, осуществляет мониторинг за экологической обстановкой.

Республика имеет право запретить строительство, прекратить функционирование любых предприятий, учреждений и организаций, а также других объектов, создающих угрозу экологической безопасности.

7. Республика самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духового развития, гарантирует всем национальностям, проживающим на ее территории, право их свободного национально-культурного развития.

* * *

Настоящая Декларация действует с момента принятия и является основой для разработки Конституции Республики, участия в подготовке и заключении Союзного договора, договоров с другими республиками и государствами.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ КРЫМСКОЙ АССР, 4 сентября 1991 года.

АКТ
о провозглашении государственной самостоятельности
Республики Крым

Исходя из необходимости ускорения процесса становления государственности Республики Крым, в связи со сложившейся вокруг Крыма политической ситуацией,

выражая огромную тревогу и обеспокоенность возрастанием напряженности между Украиной и Россией, стремясь стать консолидирующим фактором в их взаимоотношениях,

основываясь на волеизъявлении крымчан на референдумах 1991 года, осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Крыма, подтверждая приоритет общечеловеческих ценностей, приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, разделяя с другими государствами полноту ответственности за возвращение депортированных из Крыма народов,

Верховный Совет Крыма провозглашает

Создание

СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКА КРЫМ.

Республика Крым будет строить свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом, на началах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества.

Территория Республики Крым в границах Крымского полуострова является неделимой и неприкосновенной.

Настоящий Акт вступает в силу с момента его утверждения на общекрымском референдуме.

05.05.1992г.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (частично)

(Принята седьмой сессией Верховного Совета Крыма 6 мая 1992 г.)

 

Раздел I

Основы конституционного строя Республики Крым

Глава 1. Общие положения

Статья 1

1. Республика Крым является правовым, демократическим государством. На своей территории Республика обладает верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории.

2. Республика в лице ее государственных органов и должностных лиц осуществляет на своей территории все полномочия за исключением тех, которые она добровольно делегирует Украине.

3. Компетенция Республики Крым устанавливается Конституционным Законом Республики.

Статья 2

1. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, который составляют граждане Республики Крым всех национальностей.

2. Народ осуществляет государственную власть в пределах и формах, установленных законами, путем выборов и референдумов, а также через все учреждения и органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

3. Никем из общества, будь то политическая партия или иное общественное объединение, либо отдельное лицо, государственная власть не может быть монополизирована и осуществлена против прав граждан, их свободы и блага. Всякая узурпация власти антиконституционна и является посягательством на демократию и суверенитет народа.

Статья 3

1. Настоящая Конституция и Законы Республики Крым признают приоритет естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, гарантируют их неприкосновенность и защиту.

2. Все государственные органы, учреждения и должностные лица Республики служат человеку и обществу, ответственны перед ними и им подконтрольны. 3. Граждане ответственны перед государством за соблюдение Конституции и Законов Республики.

Статья 4

1. Конституция Республики Крым является Основным Законом гражданского общества и государства, обладает верховенством и высшей юридической силой. Прямое действие ее норм и предписаний обеспечивается государством.

2. Законы, иные государственные акты, противоречащие Конституции Республики, не имеют юридической силы.

3. Законы, иные нормативные правовые акты, не обнародованные в установленном порядке для всеобщего ознакомления, не обязывают граждан Республики Крым к их исполнению. В отношении прав и законных интересов граждан такие акты не должны применяться.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики, имеют приоритет перед ее Законами, порождают права и обязанности для лиц, проживающих либо временно находящихся на территории Республики Крым.

Статья 5

1. Организация и деятельность государственных органов Республики Крым основаны на разделении властей: законодательной, исполнительной и судебной; на разграничении полномочий между органами государственной власти, территориального и местного самоуправления.

2. Законодательная, исполнительная и судебная власти связаны Конституцией и Законами Республики, в пределах своих полномочий действуют самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

3. Действия, нарушающие условия разделения властей, недопустимы и признаются антиконституционными.

В свою очередь Украина не заставила себя долго ждать и 13 мая 1992 г. делает ответный ход, закрепляя своё верховенство.

– 29 апреля 1992 г. принимает Закон Украины «О статусе АРК».

 – 13 мая 1992 г. принимает постановление «О политической ситуации, которая сложилась в связи с решениями, принятыми Верховной Радой Республики Крым 5 мая 1992 года».

– 30 июня 1992 г. – Закон Украины «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
О политической ситуации, которая сложилась в связи с решениями, принятыми Верховной Радой Республики Крым 5 мая 1992 года

(Вед. Верховной Рады Украины (ВВР), 1992, N 31, ст.445)

Верховная Рада Украины, идя навстречу пожеланием населения Крыма, а также исходя из исторических и национальных особенностей региона, 12 февраля 1991 года приняла Закон, которым восстановила Крымскую АССР в составе Украины. Соответствующие изменения было внесено и в Конституцию Украины.

Законом от 29 апреля 1992 года Верховная Рада Украины закрепила за Крымом широкие полномочия относительно самостоятельного решения вопросов экономического, социального и духовного развития.

Несмотря на это, Верховная Рада Республики Крым 5 мая 1992 года приняла постановления "Об Акте о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым" и "О проведении общекрымского референдума", чем нарушила Конституцию Украины, которой установлено, что территория Украины не может быть изменена без ее согласия (статья 70) и что Республика Крым является составной частью Украины и самостоятельно решает лишь те вопросы, какие отнесены к ее ведению (статья 75-1). За Конституцией Украины принятие решений по вопросам государственного устройства Украины отнесено к ведению Верховной Рады Украины (пункт 2 статье 97).

Верховная Рада Украины отмечает, что принятие Верховной Радой Республики Крым упомянутых решений дестабилизировало обстановку как в Крыму, так и в Украине в целом.

Обсудив политическую ситуацию, которая сложилась в связи с решениями, принятыми Верховной Радой Республики Крым 5 мая 1992 года, руководствуясь пунктом 31 статье 97 Конституции Украины, Верховная Рада Украины

постановляет:

1. Признать "Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым", постановление "Об Акте о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым" и постановление "О проведении общекрымского референдума", принятые Верховной Радой Республики Крым 5 мая 1992 года, такими, что противоречат Конституции Украины.

2. Остановить действие постановлений Верховной Рады Республики Крым "Об Акте о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым" и "О проведении общекрымского референдума" как таких, что противоречат Конституции Украины.

3. Верховной Раде Республики Крым до 20 мая 1992 года отменить свои постановления от 5 мая 1992 года "Об Акте о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым" и "О проведении общекрымского референдума" как такие, что противоречат Конституции Украины.

4. Комиссии Верховной Рады Украины в вопросах законодательства и законности проанализировать все законодательные акты, выданные Верховной Радой Республики Крым, относительно их соответствия Конституции Украины и Закона Украины "О статусе автономной Республики Крым" и подать выводы Верховной Раде Украины до 20 мая 1992 года.

5. Предложить Президенту Украины принять неотложные меры относительно восстановления конституционного правопорядка в автономной Республике Крым.

Верховная Рада Украины заявляет о своей готовности к продолжению диалога с представительными органами Крыма относительно становления автономии Крыму на основе Конституции Украины и Закона Украины "О статусе Автономной Республики Крым".

Председатель Верховной Рады Украины И.ПЛЮЩ
г. Киев, 13 мая 1992 года, N 2333-XII

Все эти три документа приняты без согласования  с Верховной Радой АРК.

Так началось «великое» правовое противостояние. Оно длилось до тех пор, пока в декабре 1998 г. Законом Украины не была утверждена Конституция АРК, которая, с одной стороны, вписалась в правовое поле Украины, а, с другой стороны, открывала для автономии широкие полномочия. Отбросив ложную скромность, необходимо признать, что Конституция 1998г. сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе Крыма.

К сожалению, руководство Крыма к середине 90-х годов в условиях метания между Москвой и Киевом не смогло выработать единую стратегическую линию с ясными целями и конкретными действиями, а предпочло установить сомнительную позицию противостояния с Украиной. Глобальная ошибка в том и заключалась, что основной упор был сделан на помощь со стороны России как в экономическом, социально-гуманитарном, так и политическом плане. Как можно было уповать на это, памятуя, что руководство России держит четко прозападный курс?

Лишённый необходимых тормозов Крым продолжает нагнетать политику игнорирования законной власти на Украине.

– 6 мая 1992 г. решением Верховного Совета АРК введена должность Президента АРК.

Руководство Украины в отместку действует по отношению к Крыму словно слон в посудной лавке.

Как и в законе Украины «Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым» от 17 марта 1995 г., Президент махнул шашкой – «отменить Конституцию Автономной Республики Крым», и голова с плеч долой. Без всяких экспертных оценок, без решения Верховной Рады Украины, без вердикта Конституционного суда!

Для сравнения возьмем Конституцию АРК от 21 октября 1998 года пункт 2 статья 5:

 «По мотивам несоответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК Конституции Украины и законам Украины Президент Украины может приостановить действие этих нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК с одновременным обращением в Конституционный суд Украины относительно их конституционности».

Не успел Ю. Мешков вступить в феврале 1994 г. в должность Президента Республики Крым, как в марте 1995 г. Верховная Рада Украины самовольно ликвидировала пост Президента Республики Крым.

В марте 1994 г. происходит упразднение Совета министров Республики Крым, в мае – формирование нового Правительства Крыма, а в сентябре 1994 г. – отставка правительства.

В ноябре 1995 г. принимается Конституция Крыма, которая так и не была утверждена Верховной Радой Украины.

 – 4 апреля 1996 года Верховная Рада Украины принимает Конституцию Украины, тем самым растирая Конституцию Крыма просто в пыль, да так, что гордый грифон, что красовался на гербе Крыма, превратился в обычную полевую мышь. Крымская Конституция, сжимаясь, как шагреневая кожа, становится лоскутком на правовом поле унитарной Украины. Таков печальный исход пятилетнего «бодания» крымских политиков с Киевом.

ЗАКОН УКРАИНЫ
«Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым»

В связи с невыполнением Верховным Советом Автономной Республики Крым постановлений Верховного Совета Украины от 22 сентября и 17 ноября 1994 года о приведении Конституции и законов Автономной Республики Крым в соответствие с Конституцией и законами Украины и с целью обеспечения верховенства Конституции и законов Украины на всей ее территории и защиты государственного суверенитета Украины, в соответствии с пунктом 31 статьи 97 Конституции (Основного Закона) Украины Верховный Совет Украины постановляет:

Отменить Конституцию Автономной Республики Крым, принятую Верховным Советом Автономной Республики Крым 6 мая 1992 года со следующими изменениями и дополнениями, а также законы Автономной Республики Крым "О выборах Президента Республики Крым" от 17 сентября 1993 года, "О Президенте Республики Крым" от 14 октября 1993 года, "О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым" от 20 мая 1994 года, конституционный закон Автономной Республики Крым "О Конституционном Суде Республики Крым" от 8 сентября 1994 года и Закон Автономной Республики Крым "О выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах Советов" от 18 января 1995 года с изменениями и дополнениями от 10 марта 1995 года как такие, которые противоречат статьям 31, 70, 71, 75-1, 77, 112, 149, 150 Конституции (Основного Закона) Украины.

Президент Украины Л.КУЧМА,

 №92/95-ВР, 17.03.1995 г.

Апофеозом правового беспредела со стороны Украины может служить закон, принятый в феврале 1998 г. Верховной Радой Украины «О Верховной Раде Автономной Республики Крым».  Между строк этого документа легко просачивается весь негатив, накопленный нашими оппонентами ещё с 1991 года.  Уже сам факт «рождения» этого документа в недрах украинского законодательства является правовым беспределом и унижает достоинство автономии. Кому, как не самим крымчанам предписано самой сущностью автономии определять формат и структуру органа, который представляет их интересы, а не ждать, пока  «грозный дядька» из Киева повелительным жезлом не укажет, где надо стоять, а где и можно посидеть. Так в Законе появилось юридическое недоразумение – представительский (а не представительный) орган.

Статья 1. «Представительским органом Автономной Республики Крым является Верховная Рада АРК, осуществляющая свои полномочия….. с целью содействия реализации прав и интересов населения автономии…». (представительского класса может быть разве что фешенебельный макинтош. «Ветер забрался под макинтош Остапа. Ему стало холодно.» И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»).  Позволительно спросить у разработчиков законопроекта: «А кому должна «содействовать» Верховная Рада АРК при «реализации» прав и интересов своих же избирателей? И заметьте: не самим реализовывать, а только содействовать!

В Конституцию Автономной Республики Крыма нам удалось записать в статье 1: «Верховная Рада Автономной Республики Крым как ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН, избираемый непосредственно гражданами…». Здесь Верховная Рада выступает как субъект политического процесса, непосредственный его участник, представляющий интересы крымчан.

Урезанный закон с урезанными полномочиями. Круг вопросов, относящихся к ведению ВР АРК, был сведен до минимума. Разве что нам разрешалось «участие (не организация, а только участие!) в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействие (не организация, а только содействие!) участию в охране правопорядка и общественной безопасности» (пдп.14, п.2, ст. 9 Закона).

Образно говоря, украинская власть, используя свой правовой диктат (помним, как ликвидировали пост легитимно избранного крымчанами Президента, как отменили Конституцию АРК),  накинула на Верховную Раду АРК балахон, скрутив её по рукам и ногам, а сверху накинув для пущей важности фешенебельный макинтош. Тем самым завершился подготовительный этап – плацдарм для уничтожения святая святых – самого сокровенного, что есть у крымчан – это автономия.  Судите сами. Законами Украины определены основополагающие, базисные положения, касающиеся статуса и полномочий автономии. Это законы:

– «О статусе АРК»;

 – «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым»;

 – «О верховной Раде АРК».

Все они подписаны президентом Украины без согласования с Верховной Радой АРК и с лихвой могут заменить в случае необходимости те или иные положения несуществующей пока ещё Конституции АРК.

Не хватает ещё одного пазла для набора общей картины, четвертого элемента.

В мае 1998 года стало известно, по секрету, что в недрах клокочущей лавы Верховной Рады черти испекли для Грача ядовитый пирожок. Всё случится, «когда Лёня сядет на пенёк и съест этот пирожок». А начинка у него – Закон Украины «О Совете министров Автономной Республика Крым». Как только Президент подпишет этот Закон, а планируют с помпой подписать его ближе к концу 1998 года, – «Щелк» – захлопнутся наручники, так «по-доброму» накинутые на крымскую автономию: «Крым уже более 7 лет не в состоянии принять свою Конституцию. Мы вынуждены ему помогать. Это наша обязанность. Четыре вышеназванных закона «временно» заменят Конституцию Крыма». Нет Конституции – нет автономии. Вот такой коварный план вынашивался за спиной крымчан.

Крым стоял на краю пропасти. Шаг влево, шаг вправо – и нет автономии.

Конечно, формально она будет существовать, но каковы её границы – одному Президенту Украины известно.

Срочно нужна Конституция Крыма! Она нужна, как глоток воздуха в океанских глубинах, как глоток влаги на пустынных просторах.

«Промедление смерти подобно!» – ринулся Грач Л.И. в бой за конституцию Автономной Республики Крым.

 

Юрий Корнилов,

заместитель Председателя Верховной Рады АРК

1998- 2002 гг.

 

Архив