Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Трилогия «Хождение по мукам» (Памяти А.Н. Толстого, 1883-1945)

Поделится:
13:41 04 Февраля 2021 г. 194

Алексей Николаевич Толстой – советский талантливый писатель, выдающийся прозаик, драматург, поэт, академик АН СССР, лауреат Сталинской премии, человек уникальных дарований, величие русской классической литературы, торжество соцреализма, пламенный патриот России ушёл из жизни 23 февраля 1945 года, оставив потомкам не один десяток замечательных произведений, среди которых трилогия «Хождение по мукам», которую А.Н. Толстой писал 20 лет.
Роман «Сёстры» написан в 1921 году.
Роман «Восемнадцатый год» – в 1926.
Роман «Хмурое утро» окончен 22 июня 1945 года.
Название трилогии взято из древнего русского апокрифа «Хождение богородицы по мукам». Взято оно не случайно: тема трилогии в основном – заблуждение и хождение по мукам русской интеллигенции во время революции и гражданской войны на пути к объединению с народом.
Мучительные поиски героями трилогии цели и смысла жизни, своего места в борьбе за новую Россию, своего счастья и составляют проблему трилогии «Хождение по мукам».
В размышлениях и переживаниях толстовских героев, изображённых с большой глубиной и проникновенностью, немало от исканий, колебаний, сомнений и самого А Н. Толстого, который был в эмиграции, главным образом во Франции, с 1919 до 1923 года. Покинув Россию и русский народ, он скоро почувствовал, что жить в отрыве от России и русского народа не может и решил вернуться в Советскую Россию.
В первые годы после возвращения из-за границы А.Н. Толстой стал заниматься широкой творческой деятельностью.
Его трилогия «Хождение по мукам» – это монументальное произведение, героями которого являются не только отдельные личности, существовавшие в действительности или вымышленные, но и весь русский народ, поднявшийся в один из важнейших, переломных периодов своей истории на защиту Советской России и завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции.
Единение лучшей части русской интеллигенции с народом в годы революции и гражданской войны – вот глубинный смысл, который заключён в трилогии «Хождение по мукам».
В первом романе «Сёстры» изображается Россия перед революцией, и заканчивается она изображением кануна Октябрьской революции. В этом романе не показана ещё сила, которая способна преобразовать старый мир, не раскрыта историческая роль Коммунистической партии.
В романах «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» А.Н. Толстой изображает гражданскую войну. Война советского народа с белогвардейцами и интервентами показана как великая война за социализм, за государственную и национальную независимость Советской России.
Очень ярко изображает А.Н. Толстой, как бесстыдно и подло хозяйничают на Украине немецкие оккупанты, как жадно протягивают к нашим национальным богатствам свои хищные руки английские, французские, американские империалис- ты, как они ненавидят коммунистов и рабочий класс.
А.Н. Толстой пишет: «Коммунисты ... в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление и пошла трещать вся мировая политика: ухудшения и расчленения красной России».
А.Н. Толстой правдиво раскрывает источники нашей Победы.
«Против интервентов и старой, барской, кулацкой, буржуазной России поднялась Русь новая, «разночинная, рабочая, мужицкая», многомиллионная масса трудового народа. Трудовой народ, истинный хозяин своей земли, не желает, чтобы на его шею снова сели помещики и капиталисты. Он ненавидит хищников-интервентов и мечтает о справедливом социалистическом строе. И нет силы, которая могла бы противостоять взявшемуся за оружие народу».

На широком фоне русской жизни предреволюционной эпохи А.Н. Толстой рисует жизнь дух сестёр Булавиных – Даши и Кати и их близких людей – Ивана Телегина и Вадима Рощина. Все они принадлежат к той части старой русской интеллигенции, культурной, честной, ищущей, которая, хотя и не сразу и не легко, а через ошибки и заблуждения, через муки и страдания находит путь к советскому народу, к революции.
Наиболее трудный путь проходит Вадим Рощин... Дворянин, офицер старой армии, он по-своему любит Россию, Родину. Но Рощин далёк от народа и не верит в силы народа. Поэтому, когда народ отказался продолжать империалистическую войну, Рощиным овладело отчаяние, ему показалось, что Россия гибнет.
Надежды на спасение России Рощин возлагает не Белогвардейскую армию, в рядах которой он сражается против красных. Но скоро Рощин начинает понимать, что путь, избранный им, ошибочен и преступен. С одной стороны, он убеждается в силе народа и его преданности коммунистам, с другой стороны, он видит, что белогвардейские генералы продают Россию интервентам, что белогвардейщина – это скопище спекулянтов, наёмных убийц, отбросов нации. «Рощин глядел – и злоба раздувала ему сердце. «Вот бы полить керосином, сжечь всю эту сволочь...»
Рощин уходит от белых. Но он ещё пройдёт через плен у Махно, через новые сомнения и колебания, пока не поймёт правды восставшего народа, пока не увидит, что Россия не погибла и не погибнет, что Коммунистическая партия борется и за освобождение народа, и за свободу и величие России... Убедившись в этом, Рощин преисполнится ощущением «потерянной, забытой и вновь обретённой Родины» и твёрдо станет в ряды её защитников.
Иной путь проходит другой главный герой – инженер Иван Телегин, который не только любит свою страну, но верит в талантливость, силы и будущее своего народа. В гражданскую войну он служит в рядах Красной Армии, выполняя ответственные операции и поручения. К концу войны Телегин, умный и бесстрашный командир бригады, мечтает отдать все силы социалистическому строительству.
Трудный путь проходят героини трилогии «Хождение по мукам» – Даша и Катя, прежде чем найти своё место в общей борьбе народа.
Через муки и страдания пришлось пройти Даше и Кате, прежде чем они встретятся со своими близкими в Москве на докладе об электрификации России.
Ценой трагических потерь в своей жизни героини преодолевают свою отъединённость от нужд народа, от политической борьбы: вместе с инженером Иваном Телегиным и офицером Вадимом Рощиным Даша и Катя Булавины приходят к революционному народу, познают радость духовного обновления, принесённого Октябрём, и становятся равноправными, преданными гражданами новой социалистической России. В этих образах трилогии олицетворяются лучшие качества русской интеллигенции.
Проведя своих героев по трудным дорогам революции и гражданской войны, А.Н. Толстой завершает роман апофеозом, полным исторического оптимизма: принимается план ГОЭЛРО, Советская Россия впервые встала на путь «головокружительных, но осуществимых перспектив революции, вступающей на путь творчества...»
В жизни советского народа началась новая эпоха – эпоха мирного социалистического строительства.
В Москве, в Большом театре, в присутствии организатора Великой Октябрьской социалистической революции  и  социалистического  строительства Владимира Ильича Ленина известный деятель Коммунистической партии Г.М. Кржижановский делает доклад об электрификации России. И именно в этот момент толстовские герои неопровержимо осознавали своё родство с новой Родиной, с новой Россией. Они предстали перед читателями с теми качествами русского характера, которые сыграли большую роль в Победе Октябрьской революции и Гражданской войны.
Эпилог.
«Хождение по мукам» – трилогия о русской революции и гражданской войне, о судьбах русской интеллигенции, о Коммунистической партии – руководителе революционного преобразования страны – заканчивается словами Вадима Рощина, обращёнными к Кате после доклада Кржижановского об электрификации:
«Ты понимаешь, – какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, безвестные, молчаливые муки... Мир будет нами перестраиваться для добра... Все в этом зале готовы отдать за это жизнь... И это на моей Родине, и это Россия!»
Каждый из названных героев трилогии по-своему проходил один и тот же путь – от разъединения с народом – к слиянию с ним.
И все усилия толстовских героев, вся пролитая кровь, все безвестные, молчаливые муки и страдания не прошли даром...
Мир был потрясён решением национального вопроса: от чукотских скал и камчатских вулканов, через просторы Сибири и горы Урала, через берега Волги и Невы до Кремля, через весь Союз Советских Социалистических Республик можно было видеть великую дружбу народов – движущую силу социалистического общества.
На великих социалистических стройках рука об руку трудились представители всех союзных республик.  Ленинско-Сталинская дружба народов удесятеряла силы наших отцов, дедов, прадедов. Это было животворное, монолитное единство всех наций и народностей, строящих социалистическое государство и превращающих Россию – «страну, – по выражению русского поэта Александра Блока, – отсталую, забитую, нищую, задавленную, несчастную, заплёванную, поруганную – всемирное посмешище», в страну всеобщей грамотности, передовой науки, процветающей культуры и искусства, в державу с многонациональным, единым, сплочённым, монолитным советским народом, предоставив ему гарантированное, законодательно закреплённое и реально обеспеченное право на труд, на отдых, право на бесплатное здравоохранение и бесплатное образование, на получение жилья, символическую квартплату, право на выход на заслуженную пенсию женщинам – в 55 лет, мужчинам – в 60, право на надежду и веру в завтрашний день, право включать и выключать лампочки Ильича и многие другие электроприборы, не задумываясь, что всего этого до Великой Октябрьской социалистической революции не было!!!
Вот какие, просто-таки сказочные права дала советским людям Советская власть! Назовите хотя одну капиталистическую страну, в которой граждане бы пользовались такими правами как в СССР? Не назовёте!
Государственные преступники не только лишили советский народ прав, свобод, ценностей, не только разожгли потушенную Великим Октябрём национальную вражду, поссорили и разорвали дружеские, товарищеские связи всех союзных респуб- лик, не только разграбили советский народ и Советский Союз, породив долларовых миллионеров и долларовых миллиардеров, олигархов, рэкетиров, террористов, киллеров, нищих, бездом- ных, безработных, бомжей, – но и выкинули из отечественной истории Великую Октябрьскую  социалистическую  революцию.
Капитализм вторгся в каждый дом и убил, покалечил, обокрал, оболгал, оклеветал Союз Советских Социалистических Респуб- лик и советский народ. Что делать? Как остановить это безумие, это беспамятство, это безрассудство, эту полную утрату разума в действии и поведении ранее прославившегося советского народа  дружбой народов?!
Вернувшись к власти, класс эксплуататоров сделал Советский Социализм, общественную собственность на средства производства единственной мишенью, по которой 30 лет стреляют неблагодарные российские президенты и их окружение.
Это благодаря им «Запад навязал человечеству ложный взгляд на фашизм и коммунизм как на однопорядковые явления, как на разновидности некоего «тоталитаризма». Нам приписали все пороки своего же врага, социального ублюдка, очернив наш вклад в мировую цивилизацию».
Александр Зиновьев, учёный, философ, логик, писатель.
Это благодаря российским президентам и их окружению «в общественном сознании произошла подмена понятий. Социализм стал именоваться «тоталитаризмом», а  капитализм  –  «демократией».
Юрий Латыш, кандидат исторических наук, доцент Института проблем социализма.
Д. Саттер, американский журналист, писал: «Целых пять лет гласностью пользовались в качестве оружия в политичес- кой борьбе между Горбачёвым и его противниками. В результате герои и негодяи в советском политическом пантеоне поменялись местами».
Из высказываний можно сделать вывод: все негодяи заняли места героев, они же, эти негодяи, социализм называют    «тоталитаризмом», а капитализм – «демократией».
Кастраты разума, требующие евроремонта мозгов, ведут информационную и идеологическую войну против историчес- кой памяти народов СССР, их трудовых и ратных подвигов, уродуют мировоззрение молодёжи, льют потоки нечистот насоветское прошлое, на Ленина, на Сталина, на страну, которая называлась Союзом Советских Социалистических Республик.
Предатели и государственные преступники основательно «пересмотрели» один из трагических периодов Советского государства – Гражданскую войну и начали перестраивать и переписывать историю по лекалам белых эмигрантов.
Наша Рабоче-Крестьянская Красная Армия во главе с В.И. Лениным, рабочие и крестьяне, наши отцы, деды, прадеды, революционеры, большевики, коммунисты в невероятно тяжёлых условиях  разгромили  белогвардей- 
ские войска Колчака – на востоке, Деникина и Врангеля – на юге, Юденича – на западе. Разбили и изгнали из нашей страны американских, европейских, японских интервентов – 14 империалистических государств – Германии, Автро-Венгрии, Франции, США, Великобритании, Японии, Польши, Румынии, Турции, Финляндии и других стран, которые, как коршуны-стервятники, налетели со всех сторон, чтобы расклевать и разделить между собой территорию Советской России.
«Алексей Николаевич Толстой не мог знать, не мог предвидеть, при всей силе своего таланта, своего воображения, что через четверть века дети и внуки кулаков, власовцев, полицаев, бургомистров бескровно отдадут Родину-Россию в руки её вековых врагов. Он не мог представить, что появится сплочённая когорта россиянских писателей, целью которых будет производство      русофобской,     антиотечественной литературы».
Б.К. Кучкин, «Пятая газета», №52, 2020 г.

Подлецам, мерзавцам и негодяям, оборотням и перевёртышам, изменникам, предателям и государственным преступникам посвятил свои строки из стихотворения «Суд павших» Феликс Горелик        (г. Бохум, Германия):

Я верю будет суд – суд павших над живыми.
И встанут миллионы из могил:
Кто бил Деникина,
Гнал Врангеля из Крыма 
Кого в гражданскую свинец и тиф косил.
За ними встанут в строй герои Бреста,
Кто пал под Сталинградом, Киев брал.
Боюсь, что в том строю  не хватит места 
Для всех, кто жизнь за СССР отдал».

Советская власть, социалистический строй объединили советский народ, выковали в нём глубочайшую преданность Советской Родине. И когда в годы Великой Отечественной войны встал вопрос о жизни и смерти страны, народ боролся, как и в Гражданскую войну, с невиданным мужеством за каждый метр земли, за каждый дом, за каждую ступеньку – и умирал, не отступая.
И пусть антикоммунисты, антисоветчики всех форм и разрезов, больших и малых калибров бьются в падучей, но всемирно-историческая заслуга Советского Народа с большой буквы перед всем прогрессивным человечеством заключается в том, что именно он, как и в Гражданскую войну, под Октябрьским Красным Ленинским Знаменем, под водительством Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Советского Союза И.В. Сталина, под руководством Всесоюзной Коммунистической партии большевиков возглавил борьбу против фашизма во Второй мировой и Великой Отечественной войне и сыграл решающую роль в разгроме германского нацизма и японского милитаризма.

А.Ф. Небога,
Красногвардейский район

Архив