Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Орлы умирают в небе

Поделится:
14:49 29 Октября 2020 г. 81

Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического – 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.
И когда в феврале 1939 года Амет-Хан был призван  в армию, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году вышел уже в звании младшего лейтенанта.
Для истребительного полка Амет-Хана, оснащённого самолётами И-15 и И-153, Великая Отечественная война началась  в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».
В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.
31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина.
В 1942 году лётчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.
В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание дважды, сражаясь в «воздушном спецназе».
В состав этого подразделения вошёл и Амет-Хан Султан.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт.
Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 – в составе группы. Последний немецкий самолет он сбил над Берлином 29 апреля 1945 года.
29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.
Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу И.В.Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность – крымский татарин». Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.
Дело было не вполитике и не в «пятом пункте» – боевой лётчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования. 
В феврале 1947 года он стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.
Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолётов.
За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций.
В начале 1950-х годов в СССР шли испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета». Самолёт-снаряд запускал двигатель, затем отделялся от самолёта-носителя и производил автономный полёт. Во время одного из испытаний сброс самолёта-снаряда произошёл раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако лётчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.
В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полётов по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин, который и выполнял катапультирование.
12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.
Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.
Помогал Амет-Хан Султан и космонавтам в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полёты проходили все отечественные космонавты.
Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе – на землю они падают уже мёртвые…»
На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.
1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.
Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хан сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.
Уроженца Алупки похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Позднее его именем назвали горный пик в Дагестане, улицы в Волгограде, Жуковском и Махачкале. Также в Ярославле Герою установили памятник, а в Алупке открыли музей.

По инициативе Леонида Ивановича Грача, Председателя Верховного Совета Крыма (1998-2002 г.г.), 5 мая 2000 г., в год 80-летия со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, площади перед Центральным рынком в Симферополе было присвоено имя Героя.

Спустя 20 лет, к 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, 25 октября, на площади имени Амет-Хана Султана в Симферополе открыли памятник. «Когда со скульптуры сдернули покрывало, – написал для «Аргументов недели – Крым» Б.АЗАР, – я подумал: «А будь на постаменте живой Амет-Хан, как бы изменилось его лицо от увиденного?». Он бы, наверное, удивленно оглядел небольшую группу в строгих костюмах и осмотрелся, выискивая детей, стариков, мужчин и женщин, которые должны были крикнуть ему «Селям алейкум!», крикнуть вместе и вразнобой. Но некому было это сделать – никого из них не было»…
К сожалению, крайне мало информации, касающейся личной жизни летчика-истребителя. Достоверно известно только то, что Султан был женат на Фаине Максимовне, которая подарила ему двух сыновей, – Станислава и Арслана.

Пресс-центр КРО КПКР

Архив