Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Дорога в небо

Поделится:
10:59 15 Октября 2020 г. 49

На рубеже 1930-1940-х годов многие мальчишки и девчонки в Советском Союзе грезили авиацией и небом. Во многом это объяснялось достижениями молодой советской авиационной промышленности и появлением новых героев, в которых так нуждалась страна. 
Для подрастающего поколения кумирами становились отважные летчики и летчицы, среди которых была и Полина Денисовна Осипенко, удостоенная высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. 

Полина Осипенко становится военным летчиком
Полина Денисовна Осипенко (фамилия при рождении Дудник) родилась 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1907 года в селе Новоспасовка. Сегодня расположенное на территории современной Запорожской области село переименовано в Осипенко в честь летчицы. Крестьянская семья была многодетной. Полина, будучи  девятым ребенком, смогла получить лишь начальное образование, окончила два класса церковно-приходской школы. После девочке пришлось помогать своей семье. Полина занималась различными домашними делами, помогала по хозяйству, а также батрачила, ухаживая за чужими детьми. После образования колхозов девушка работала птичницей, а после завершения обучения на курсах птицеводов трудилась заведующей колхозной птицефермой.
В 1926 году Полина вышла замуж. Её избранником стал односельчанин Степан Говяз, в будущем военный летчик. Именно он многое сделал для того, чтобы Полина полюбила авиацию, самолеты и саму профессию летчика. В 1931 году Полина Говяз перебралась к мужу, который служил в поселке Кача, где уже тогда существовала Качинская школа военных летчиков. В школе Полина первоначально работала в столовой. Иногда обеды курсантам и офицерам приходилось доставлять на учебно-тренировочном самолете У-2, такая доставка была актуальна, так как аэродромы учебного заведения находились в разных местах. Тогда же Полина и получила первый опыт пилотирования самолета, летчики давали ей «порулить». Так будущий Герой Советского Союза осваивала «летающую парту» У-2, летать на этом самолете она научилась практически самостоятельно. После этого вопрос о дальнейшей карьере решился сам собой, девушка окончательно и бесповоротно заболела небом и полетами.
В 1932 году Полина Говяз добилась того, чтобы стать женщиной-курсантом Качинского летного училища. В 1933 году будущая летчица-рекордсменка успешно закончила обучение, превзойдя ожидания многих подготовленных пилотов. 
После училища она служила летчиком, была командиром звена в истребительной авиации. При возвращении в свою деревню в отпуск в летной форме Полине пришлось убеждать односельчан в том, что она действительно летает на самолетах. Многие не могли поверить в то, что обычная труженица колхоза смогла стать военным летчиком. 
Фамилия Осипенко – от второго избранника Полины. Им стал однополчанин летчик-истребитель Александр Степанович Осипенко, в будущем участник воздушных боев в Испании. 
Первоначально девушка служила в одной из авиационных частей Харьковского гарнизона, где смогли по достоинству оценить ее мастерство пилотирования и назначали командиром звена. В дальнейшем Полина Денисовна проходила службу в частях под Житомиром и Киевом. Весной 1935 года её перевели служить в Московский военный округ, а чуть позднее назначили инспектором ВВС при Генеральном штабе. Полина Осипенко была участницей Всесоюзного совещания жён командного и начальствующего состава РККА, мероприятие проходило на территории Московского Кремля, здесь же летчицу представили руководству государства. Выступая на совещании, Полина Осипенко заявила, что готова летать выше всех девушек-пилотов в мире, так начался ее путь от простых полетов к авиационным рекордам. 

Перелет Москва – Дальний Восток
Слова летчицы не расходились с делом. В сентябре 1938 года Полина Осипенко приняла участие в рекордном беспосадочном перелете по маршруту Москва – Дальний Восток. Этот полет сделал весь женский экипаж всенародно известным и любимым, за этот перелет летчицы были представлены к высшим правительственным наградам. Для полета использовался модернизированный дальний бомбардировщик ДБ-2, созданный конструкторами ОКБ Туполева в середине 30-х годов прошлого века. Подготовленная для совершения рекордного полета версия самолета получила обозначение АНТ-37 «Родина». 
Специально переделанный рекордный самолет обладал максимальной дальностью полета примерно в 7-8 тысяч километров. 
Рекордный полет начался 24 сентября 1938 года. Практически все 6400 километров маршрута АНТ-37 проделал в полете над облаками, вне видимости земной поверхности. Полет по приборам на такую дальность в 1930-е годы был достаточно сложной задачей даже для хорошо подготовленных летчиков. 
Для того, чтобы устанавливать свое местоположение, экипаж брал пеленг на радиомаяки. Хуже всего было то, что до Красноярска самолет двигался вперед над облачностью, но после машине пришлось совершать полет уже в облаках, верхняя граница которых превышала 7 километров. С этого момента начался по-настоящему слепой полет. За бортом самолета была минусовая температура, остекление кабины начало покрываться коркой льда. Чтобы пробить облачность, самолет пришлось поднять до 7450 метров, на высоте не ниже 7 тысяч метров машина летела до самого Охотского моря, при этом члены экипажа вынуждены были надеть кислородные маски. Ко всем прочим бедам на борту отказало радиооборудование, что сделало невозможным навигацию по радиомаякам. 
По этой причине и из-за сложных метеорологических условий в предполагаемом районе приземления летчицы не смогли найти аэродром Хабаровска, самолет очутился практически с пустыми баками в районе Охотского моря. Развернувшись назад, самолет направился к Комсомольску-на-Амуре, где имелся хороший аэродром. Ориентиром должен был выступать Амур, но Валентина Гризодубова, которая являлась командиром экипажа в этом полете, перепутала Амур с его притоком – рекой Амгунь. Когда это стало ясно, экипаж принял решение совершать аварийную посадку прямо в тайге. Так как садиться предстояло прямо «на брюхо», Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом. При падении носовая часть фюзеляжа, где была кабина штурмана, могла серьезно пострадать. Позднее Раскова добиралась до севшего в заболоченной местности самолета примерно 10 дней. Осипенко и Гризодубова, которые оставались в самолете, пережили аварийную посадку, всех трех летчиц сумели спасти. 
Данный эпизод сделал и без того трудный полет еще более героическим. Мировой рекорд женского беспосадочного перелета был установлен, даже несмотря на аварийную посадку в дальневосточной тайге. «Родина» пролетела 6450 километров от Москвы до Дальнего Востока (по прямой – 5910 километров), обновив рекорд. За совершение данного перелета и проявленные при этом мужество и героизм Полина Осипенко, как и две других участницы рекордного полета, была представлена к званию Героя Советского Союза. Это произошло 2 ноября 1938 года. 

Гибель Полины Осипенко
Никто сегодня не может сказать, сколько бы еще рекордов удалось установить или обновить Полине Осипенко. После рекордного перелета на Дальний Восток она продолжала службу в ВВС, будучи инструктором по технике пилотажа. Жизнь отважной советской летчицы трагически оборвалась 11 мая 1939 года. Самолет УТИ-4, которым управляли начальник главной летной инспекции ВВС РККА Анатолий Серов и Полина Осипенко, разбился во время учебно-тренировочного полета. 
При выполнении виражей на высоте примерно 300-500 метров над землей самолет, по показаниям многочисленных свидетелей, сильно задрал нос и затем свалился в штопор. Оба летчика погибли при столкновении с землей.
Урны с прахом погибших летчиков Героев Советского Союза были замурованы в Кремлевской стене 13 мая 1938 года. Проститься с легендарными советскими пилотами в Колонном зале Дома Союзов пришли почти 170 тысяч жителей Москвы, еще несколько десятков тысяч москвичей и гостей города пришли на саму Красную площадь.

Сергей Юферев 

Архив