Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Сталинские соколы

Поделится:
13:09 03 Сентября 2020 г. 79

Весной 1943 г. на советско-германском фронте наступила стратегическая пауза.

 В этот период шла битва за господство в воздухе. Незаменимым помощником Красной Армии стала бомбардировочная авиация, где самым надежным из всех типов самолетов был «Ил-4». В марте 1943 г. авиачасти бомбардировщиков сконцентрировались в южной части советского фронта военных действий по направлению главного удара в Крыму и на Кубани. Аэродромы располагались порой в 30-40 км от линии фронта с целью сведения к минимуму времени полета к цели. 
10 марта 1943 г. группа самолетов 5-го гвардейского авиационного бомбардировочного полка 50-й авиадивизии дальнего действия, в состав которой входили и экипажи «Ил-4», в очередной раз получили задание на проведение массированного бомбового удара по военным объектам немцев в Феодосии, в частности, по морскому порту, по плавсредствам и огневым батареям гитлеровцев, расположенным на господствующих высотах в черте города. Выполняя боевое задание, один из самолетов, попав под заградительный огонь немецкой артиллерии, был подбит и, потеряв управление, рухнул во дворе жилого дома по улице Дачной. В экипаже находились летчики: Герой Советского Союза Петр Баранов, Герой Советского Союза Николай Панов, радист Михаил Бухарев и воздушный стрелок Виктор Коваленко.
На месте, куда упал самолет, клубился дым, машина была объята пламенем. Эпицентр падения самолета находился примерно в 10 метрах от жилого дома. На место катастрофы прибыли немцы с двумя пожарными машинами. Гитлеровцы, наблюдавшие падение самолета и его взрыв, были уверены, что от летчиков ничего не осталось, и в этот вечер ничего проверять не стали. Утром 11 марта к месту катастрофы прибыли гестаповцы. Район падения самолета был оцеплен. Исковерканный фюзеляж самолета гитлеровцы тягачом отволокли от места падения. Попытки немцев извлечь двигатели не увенчались успехом, моторы глубоко врезались в землю. Пришедшие два танка зацепили тросами моторы, но их так засосало илом (во дворе находился небольшой ставок), что ничего нельзя было сделать. Тогда немцы занялись раскопками. Были обнаружены останки трех человек, погибших при взрыве, но это были лишь куски человеческих тел. Найденные документы, Золотую Звезду Героя, орден Ленина, ордена Красного Знамени, принадлежащие Панову Николаю Афанасьевичу, немцы увезли с собой. Дальнейшая их судьба неизвестна. Остатки трупов немцы тут же прикопали землей вблизи места катастрофы. Позже, при подготовке огорода к весенним посадкам, Пашков В.Д., сын хозяйки дома, бывший военнопленный феодосийского лагеря, отпущенный под расписку из лагеря к матери, обнаружил на огороде стропу парашюта. Раскапывая место падения самолета, он обнаружил останки еще одного погибшего летчика. Днем извлекать труп не стал, а с наступлением темноты Пашков вместе с соседом Баранниковым Яковом Ефимовичем раскопали останки погибшего и захоронили во дворе дома Пашковых. Были обнаружены документы, удостоверение личности, партийный билет, разрешение на ношение оружия системы «Наган», карманные часы «Омега», расчетная книжка, две орденские книжки, отпускное удостоверение в Куйбышевскую область, а также Золотая Звезда Героя, орден Ленина, орден Красного Знамени, знак «Гвардия». Документы и награды принадлежали Герою Советского Союза Баранову Петру Григорьевичу.
В феврале-марте 1942 года в Феодосии была создана важная по своему значению, масштабу работы и результативности подпольная организация в лагере советских военнопленных. Организацию возглавил лейтенант Ашот Айрапетов, уроженец Феодосии, бывший командир 6 роты 789 стрелкового полка 390 стрелковой дивизии, попавший в плен в боях на Крымском фронте. Зная в совершенстве немецкий язык, Ашот сумел устроиться переводчиком в лагере, войти в доверие к коменданту обершарфюреру Кнеллеру. Позже получил удостоверение личности с биржи труда и стал пользоваться правом свободного выхода в город. 
Узнав о падении самолета, Айрапетов встретился с хозяевами дома и уговорил их похоронить найденный труп, не выдавая его немцам. Известно, что Айрапетов купил у Пашковых (за деньги и мясные консервы) документы и ордена Баранова П.Г. Это было 18 марта 1943 г. Документы и ордена Ашот передал одному из руководителей подполья Степану Михайловичу Мелькомову, а 20 марта 1943 г. Ашот Айрапетов был арестован гестапо. В лагере немедленно были приняты предохранительные меры: оружие выброшено в выгребные ямы, компрометирующие материалы были спрятаны или уничтожены. Сохраненный Айрапетовым партбилет, документы и ордена погибшего летчика Баранова, хранившиеся в помещении изолятора (дизентерийное отделение лагеря), были переданы Каро Полуни, чтобы он вынес их из лагеря. Но 23 марта 1943 г. Полуни был арестован и погиб в гестапо. Судьба документов и орденов П.Г. Баранова до сих пор остается неизвестной.

В 1945 г. останки членов экипажа «Ил-4» Панова Н.А., Баранова П.Г., Бухарева М.И., Коваленко В.А.  перезахоронили на городском кладбище в братской могиле.  Решением исполкома Феодосийского горсовета № 330 от 27 октября 1976 г. двум улицам Феодосии присвоены имена Героев Советского Союза Н.А. Панова и П.Г. Баранова.

Александр Туров,
г.Феодосия

Архив