Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Партизанская операция "Рельсовая война"

Поделится:
11:16 06 Августа 2020 г. 232

5 сентября 1942 года в приказе наркома обороны И.В. Сталина      N 00189 "О задачах партизанского движения" было уделено особое внимание необходимости уничтожения железнодорожных составов и путей:

«…История войн учит тому, что победа над захватчиками часто достигалась не только борьбой одной регулярной армии, но одновременно и народным партизанским движением, способствовавшим окончательному разгрому захватчиков.
Так было в Отечественную войну 1812 г. Наполеон, стремясь покорить нашу страну, под конец был разгромлен русской армией, поддержанной вооруженным народом, развернувшим беспощадную партизанскую борьбу в тылу врага. Наполеоновская армия, в то время самая сильная в мире, легла костьми в России, потому что наряду с регулярной русской армией поднялось на защиту Отечества могучее народное партизанское движение.
Так было и в годы гражданской войны. Красная армия разбила интервентов на всех фронтах и отстояла молодую, находившуюся в смертельной опасности Советскую республику, благодаря вооруженной борьбе всего народа, организовавшего партизанское движение в тылу вражеских армий.
Теперь, когда Красная армия на фронтах, напрягая все свои силы, отстаивает свободу и независимость своего государства, народное партизанское движение на нашей территории, временно захваченной немецким оккупантами, становится одним из решающих условий победы над врагом…»

Однако до весны 1943 года подрывом железнодорожного полотна занимались отдельные партизанские соединения, общих массовых операций не проводилось.
4 мая 1943 года Сталин издал приказ N 0328 "О борьбе с железнодорожными перевозками противника и дезорганизации автомобильного подвоза во вражеском тылу". Нарком обороны призывал ВВС Красной армии уничтожать вражеские поезда с воздуха – штурмовиками и истребителями. Летом 1943-го развернулась операция "Рельсовая война", которая замышлялась как массовый удар партизанских отрядов и советской авиации по железнодорожным линиям.
В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. 
Летом 1943 года состоялась одна из самых важнейших битв Великой Отечественной войны – сражение на Курской Дуге. Для победы в этом масштабном  сражении  нужно  было  сосредото-
чить не только воинские силы Советской армии: победа ковалась в том числе и в тылу, тылу у немцев. Силы советской и немецкой армий были равны. Потому продумывались все возможности, чтобы ослабить противника. Наше командование, дабы увеличить шансы на успех, решило затруднить поставки боеприпасов, продовольствия немцам. И для этого была разработана операция «Рельсовая война».
     Партизаны в годы войны были одной из частей антифашистского движения советского народа. Борясь с фашистскими захватчиками своими методами, партизаны во многом способствовали выведению из строя вражеской техники и общей победе советских войск. В 1943 году партизанское движение предприняло ряд операций по разгрому и минированию железнодорожных коммуникаций противника. 
Всего к выполнению первой такой операции были привлечены 167 бригад и отдельных отрядов. В них входили белорусские, ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан. Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, планировалась Смоленская операция и наступление с целью освобождения Левобережной Украины. 
В штабы партизанских отрядов были отправлены специалисты-подрывники для обучения партизан минированию. Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию.
14 июля был издан приказ о начале проведения операции. Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот  пятьдесят  километров с запада на восток.
3 августа 1943 года 75000 партизан практически одновременно нанесли удар по железнодорожным путям противника. Более 40000  рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр». Немцы долго не могли наладить противодействие диверсиям. 
Партизанские отряды были обеспечены взрывчаткой и минно-подрывной техникой. Они вели разведку вражеских железнодорожных коммуникаций. В разгроме железнодорожного полотна противника большую поддержку оказало и местное население.  Это был мощный удар, и для немцев он явился полной неожиданностью. Всего в ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов. 
Но более эффективным оказалось «охота» партизан именно на эшелоны.
Партизанами было пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой врага, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения.
Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению  железнодорожных  путей  противника. С 19 сентября по октябрь 1943 года была проведена аналогичная операция под кодовым названием «Концерт». 
Во втором-третьем этапе внимание подрывников было сосредоточено на крупных железнодорожных узлах, мос- тах, также под откос пускались эшелоны и бронепоезда.
Итогом «Рельсовой войны» стало сокращение, более чем на тридцать процентов, грузопотока немцам из стран Европы, фашисты вынуждены были тратить значительные силы на охрану грузов и дорог. 
Всего в ходе двух операций партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Их действия были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Партизанское движение в 1943 году затруднило перегруппировку фашистских войск и оказало значительную помощь наступающей Красной Армии. По сути, партизаны открыли «второй фронт», оттянув значительные силы противника на себя и позволив нашим войскам одержать такую нужную для них победу в сражении на Курской дуге.

Подготовил А. Волков

Архив