Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

У истоков советского образования

Поделится:
11:16 05 Марта 2020 г. 78

Надежда Константиновна Крупская  (26.02.1869 – 27.02.1939)  – российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Доктор педагогических наук. Почётный член АН СССР.

За Надеждой Константиновной Крупской прочно закрепился образ верной подруги и соратницы вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Между тем, она сама по себе была весьма интересной личностью. 

Девушка с идеалами
Надежда родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге. Отец ее, обедневший дворянин и бывший поручик Константин Игнатьевич Крупский, был одним из идеологов Польского восстания 1863 года. Он скончался в 1883 году, не оставив семье никаких средств. Несмотря на это, мать, Елизавета Васильевна, сумела дать дочери образование в престижной гимназии княгини Оболенской. Окончив с золотой медалью педагогический класс, Надя поступила на Бестужевские женские курсы, но проучилась там всего год.
Девушка с юности увлекалась идеями толстовства, а затем марксизма и революции. Для заработка она давала частные уроки и одновременно бесплатно вела занятия в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой, участвовала в марксистском кружке, вступила в «Союз борьбы за освобож- дение рабочего класса».
Красавицей Крупская не была, но те, кто видел ее тогда, утверждали, что она имела весьма привлекательную и располагающую к себе внешность. Революционер Николай Суханов назвал ее «милейшим созданием». Еще бы: выразительные зеленые глаза, бледная аристократическая кожа, роскошная коса.
С Владимиром Ильичем Надежда Константиновна познакомилась в 1894 году. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами "Союза" ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба – и Владимир, и Надежда – очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. 
В том же году она вступила в РСДРП.
Дальше начинается рост революционерки: эмиграция, постоянная поддержка мужа во всех его начинаниях. Надежда работала с почтой, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Однако нельзя не отметить, что Крупская и сама по себе была достаточно мудрой женщиной.
Она не растворилась полностью в мужчине, как поступает большинство жен гениальных личностей, как вели себя кремлевские жены, а заставила окружающих считаться с собой. Кстати, и сам Владимир Ильич это отлично понимал.
В 1917 году, вернувшись в Россию, Крупская активно готовила Октябрьскую революцию. Являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению, и, благодаря  пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования, стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки, что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов…

С заботой о детях
После смерти В.И.Ленина Н.К. Крупская продолжает активную общественную деятельность. Работала в Народном комитете просвещения, стояла у истоков создания пионерской организации, написала множество книг и статей, в том числе по литературе и педагогике. Несмотря на то, что у нее самой никогда не было детей, Надежда Константиновна посвятила жизни проблемам подрастающего поколения, боролась с детской беспризорностью и безнадзорностью. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалис- тического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.
Рассматривая любую проблему – всегда смот- рела в ее корень.
В 1923 году из 133 млн человек населения – 111 миллионов – необразованная масса крестьян. Это жители сел и деревень, в которых вообще не было детских садов. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской – «каждый сам за себя». Она писала: «Исторические условия – крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков – сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей. Деревня – это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители. Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян – мелких производителей».

И Крупская ставит нереальную задачу:
“Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать”.
И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. Гениальная, одаренная, тонко чувствующая, мудрая женщина, она титаническим трудом совершила немыслимое: 95% тотальной неграмотности страны буквально за два десятка лет свела к 5%. Благодаря ее настойчивости, были построены в деревнях и малых городах детские сады, школы; она боролась с дремучей крестьянской косностью, суевериями, средневековыми пережитками.
И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны.
Нет никого, кто так бы позаботился о женщине и детях, о будущем страны, как она. 
Крупская – чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе…»
Современное дошкольное образование – это какое-то искаженное эхо тех основ, о которых писала Крупская.
Надежда Константиновна  стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук.
Крупская – автор многочисленных работ о      В.И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Она активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Была инициатором открытия многих музеев в СССР, в том числе музеев Белинского и Лермонтова в Пензенской области.
Выступала в печати, оставаясь членом ЦК ВКП(б), ВЦИК и ЦИК СССР.
В 1937 году избрана депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. Член Президиума Верховного Совета СССР.

Юрий Гилев

 

Архив