Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Амет-Хан Султан: Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?

Поделится:
11:48 17 Октября 2019 г. 54

«Любовь и беспредельная преданность великой Родине не исключают любви к родному краю, к родным местам, могилам своих предков, наоборот, эта последняя любовь украшает и усиливает любовь к великой Родине, она украшает и обогащает человеческое счастье… Великая наша Родина состоит и из наших родных краёв: великая дружественная семья советских народов состоит из наших народов, из наших семей. Всё, что мешает миру, счастью семьи и народа, должно быть заботливо изучено и устранено, ибо от этого зависит мир, дружба и могущество нашей страны, нашего народа. Исходя из этих убеждений, во имя дружбы и счастья всех народов, я – сын своего народа, вместе с тем беспредельно преданный Великой Родине, родной Коммунистической партии – гражданин СССР – сын советского народа, обращаюсь к Ленинской партии с просьбой:
1. Народ мой унижен, оскорблён тем, что безвинно, без нужды и основания выслан из родного края. Верните его в родной край – Крым.
2. У народа отнято равноправие. Восстановите это равноправие, верните его в монолитную дружественную семью народов СССР как равноправный народ».

5 февраля 1965 г.

Это  строки из письма, направленного в ЦК КПУ, которое  советский военный лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан подписал вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР  с просьбой о реабилитации крымских татар.

«Я сам и хан, и султан!»
Он родился 20 октября 1920 года в городе Алупка в семье рабочего. Отец – лакец (родом из аула Цовкра-1 в Дагестане) Султан Амет-хан, мать – крымская татарка Насибе. При рождении получил имя Амет в честь деда. Он часто шутил над созвучностью своего имени: «Я сам и хан, и султан!» По родителям Амет-Хана считают своим национальным героем как в Дагестане, так и крымские татары. В советском паспорте и во всех прочих документах стояла национальность «татарин».
В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище (ФЗУ) в Симферополе. После окончания учёбы в 1938 году работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в симферопольском аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.
Небо звало Амета, он успешно окончил Качинское высшее военное училище авиации. В звании младшего лейтенанта был направлен в 122-й  истребительный авиационный полк пилотом, затем – служба  младшим лётчиком в 4-ом истребительном авиационном полку (Одесский военный округ), дислоцировавшемся под Кишинёвом. Занимал должность командира звена, замкомандира и командира авиа- эскадрильи. Летал на самолётах И-15 и И-153.

Великая Отечественная.
В годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны».
С марта 1942 года полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». За подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина. В 2010 году в Ярославле установлен памятник этим событиям. 
Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. 
В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны. За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией генерал Т.Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолёта орла.
Он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины он совершил на ней самостоятельный полёт.
Летом 1944 года после перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина. Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190».
Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»  командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года.

Лётчик-испытатель
С августа 1945 года Амет-Хан – слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Но в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас.
Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.
Подполковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Государственной премии СССР, за время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, провел в воздухе более четырех тысяч часов.
 В 1971 году Амет-Хан Султан погиб при выполнении очередного испытательного полета на "Ту-16", который использовался для испытания новейшего реактивного двигателя. Ему было 50 лет. 

Память о Герое 
Память о герое хранится во многих городах России и бывшего СССР. В Махачкале на проспекте Амет-Хана Султана установлен его бюст из бронзы. Аналогичный можно увидеть и в Алупке. Памятник летчику-асу установлен в дагестанском селе Вачи. Есть в Алупке музей Амет-Хана Султана. Он был открыт в 1993 году. В нем работает постоянная экспозиция, посвященная его биографии. Хранится много воспоминаний героев войны, архивные документы, среди экспонатов макеты воздушных судов времен Великой Отечественной войны, в частности "Ла-5", на котором он воевал. Этот самолет был подарен музею после завершения съемок картины "Хайтарма". "Ла-5" - гордость музея. Остался след и в кинематографе. В 2013 году вышел фильм про Амет-Хана Султана режиссера Ахтема Сейтаблаева. Он посвящен судьбе летчика. 

Пресс-центр КРО КПКР

Архив