Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Военно-Морскому Флоту СССР- 95!

Поделится:
10:44 18 Июля 2019 г. 204

С 1918 по 1992 год водные и океанские просторы нашей Родины бороздил Военно-Морской Флот Союза Советских Социалистических Республик. 
ВМФ СССР был создан после Великой Октябрьской социалистической революции и поначалу включал в себя только те немногие корабли, которые уцелели после Первой Мировой войны, иностранной интервенции и Гражданской войны.
В 1918–1924 и 1937–1946 годах носил название Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ); в 1924–1937 и 1950–1953 годы – Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА).
1941 году РККФ организационно включал в себя четыре флота – Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский, а также пять речных и озерных флотилий.
К началу Великой Отечественной войны корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.
К началу 1970-х годов ВМФ СССР прочно вышел на второе место в мире по численности и корабельному составу, ненамного уступая только ВМС США и существенно превосходя все остальные флоты мира.
После разрушения Советского Сою- за ВМФ СССР был разделён между бывшими советскими республиками. Основная часть флота перешла к России и на её основе был создан Военно-Морской Флот Российской Федерации.


Моряки

"... Нас мало, мы горсточка, мы островок
Среди смертоносной стихии,
Ну что же – что берег любимый далек:
Мы сами повсюду – Россия..."

О. Берггольц

В годы Великой Отечественной вой- ны наши моряки героически сражались и на Балтике, и на Севере, на Чёрном море, и  на Тихом океане. Моряки участвовали в десантных операциях, несли службу на подводных лодках, военных кораблях, катерах. А когда нужно было защищать морские базы, они с честью воевали и на суше – в рядах морской пехоты.
Вот один из примеров. Героические защитники Севастополя к 1942 г. отразили два крупных наступления немецких войск и бесчисленное количество вражеских атак. Лишенные сухопутных связей с тылом, испытывая огромные трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, они мужественно выполняли свой воинский долг. Моряки сражались как в рядах защитников крепости, так и выполняли на кораблях рейсы в Севастополь.
«Защитники Севастополя всё более нуждались в подкреплении. Выбывали из строя бойцы, не хватало боеприпасов, в палящий зной осажденные страдали без воды, экономили сухари, консервы. Каждый рейс в Севастополь экипажи всех кораблей Черноморского флота старались использовать как можно эффективнее. К маю 1942 года опыт и сноровка моряков позволяли осуществлять и сами рейсы, и погрузку, и выгрузку намного быстрее, чем это делалось раньше. Так, на крейсере «Ворошилов» были специально изготовлены лотки для выгрузки ящиков с боеприпасами, сходни, по которым скатывали орудия, автомашины, походные кухни.
Каждый в экипаже точно знал свое рабочее место во время разгрузки корабля и приема раненых, для которых были подготовлены дополнительные носилки. Командиром крейсера «Ворошилов» был старейший моряк с большим практическим опытом службы на флоте – капитан 1-го ранга Ф.С. Марков...
В составе отряда, во главе которого ходил в те майские дни в Севастополь крейсер «Ворошилов», были эсминцы «Сообразительный», «Свободный». В один из последних майских походов отряд принял полностью 9-ю бригаду морской  пехоты – 3400  бойцов  и  ко-
мандиров, 36 орудий, 12 минометов, автомашины и около 400 тонн боеприпасов… Почти весь путь  прошли  спо-
койно, но на подходе к Севастополю отряд подвергся атакам бомбардировочной и торпедоносной авиации, однако корабли не только отбили все атаки, а даже сумели уничтожить два Хе-111», – вспоминал вице-адмирал Азаров И.И.
Героически сражались и экипажи подводных лодок. В одном из боевых походов подводной лодки «Л-3» под командованием капитана 3 ранга Грищенко П.Д. побывал писатель Александр Зорин. В тот раз лодка прошла почти полторы тысячи миль под водой и, как пишет командир лодки, «семьдесят восемь раз пересекала линии минных заграждений, на пяти из них подрывалась, вражеские корабли сбросили на лодку более двухсот глубинных бомб».
Так вот психика Зорина (бывшего батальонного комиссара Гражданской войны, человека не робкого десятка) не выдержала всей этой морально-психологической и физической нагрузки: после похода он попал в госпиталь. Писатель Зорин здоровье восстановил, а вот радист подводной лодки, главный старшина Василий Чупраков, нервы и психика которого тоже не выдержали после всего пережитого, 7 лет лечился в различных больницах Ленинграда, но так и скончался, не покидая их. Этот пример говорит об исключительной напряжённости длительных боевых походов, усталости экипажа, вымотанного физическими нагрузками и морально-психологическим напряжением. У всех воюющих стран были свои непреодолимые трудности, которые приходилось преодолевать.
Командир легендарной минного заградителя «Л-3», капитан 3 ранга Грищенко П.Д. писал: «...Нет такого человека, который бы ничего не боялся. Но опасность, которая нас подстерегает, страшна только до того момента, пока она неизвестна. Как только она становится ясной – мобилизуйте все силы на борьбу с ней. Здесь не до переживаний. И вы побеждаете».
Когда пропаганда Геббельса кричала о гибели советского флота на Балтике, о том, что «русские лодки намертво заперты в горле Финского залива», несколько наших лодок действовало в самой «волчьей пасти» – в Померанской бухте на меридиане 14 («С-6») и в Данцигской бухте («С-10»), а в сентябре 1942 г. «Л-3» в походе, о котором выше шла речь, действовала как раз на меридиане Берлина.
За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, 23 подводника были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 

Андрей Сегеда

 

 

Архив