Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Он вышел из самых глубинных недр трудового народа и получил всемирную славу

Поделится:
11:27 07 Марта 2019 г. 198

На свете много талантливых людей. Но так, чтобы в одном человеке соединялось несколько способностей, – это редкость. Тарас Григорьевич Шевченко – Великий Кобзарь, человек с необыкновенной, тяжелой судьбой, с мировой славой поэта-правдолюбца,  художника. 

В многодетной семье 

Есть на Черкащине (Украина) село Моринцы. Здесь 9 марта 1814 г. появился на свет Тарас Шевченко. Отец – Григорий Иванович – был крепостным. И все его многочисленные дети – собственность помещика Василия Энгельгардта. По линии отца предки Тараса происходили от запорожского казака. А в роду у матери (Катерины Якимовны) – переселенцы из Прикарпатья. 
Вскоре семья переехала в село Кирилловку. Здесь провел Тарас ранние годы. 
Но вскоре на них обрушилось горе – умерла мама. Отец женился на вдове. У нее своих детей было трое. Тарасика она особенно невзлюбила. За ним приглядывала старшая сестричка Катя – добрая была, жалостливая. Когда вышла замуж, ушла из семьи. А буквально через два года после смерти матери не стало и отца. Тарасу исполнилось 12. Он попал к иконописцам. Они переходили из села в село. Также подростком пас овец. Прислуживал священнику. Одно было хорошо: в школе научился читать и писать. «Богомазы» познакомили паренька с простейшими правилами рисования. 

В доме барина
Вот ему и 16. Тарас стал слугой нового помещика – Павла Энгельгардта. Того самого, чей портрет он напишет позже – в 1833 г. Это будет самая ранняя из известных акварельных работ Шевченко. Выполнена она в стиле модного тогда портрета-миниатюры. 
Сначала Тарас выполнял роль поваренка. Потом его определили в казачки.  Он увлекся живописью и полюбил ее. Барин заметил в крепостном парне тягу к живописи, и когда был в Вильно (ныне Вильнюс), отправил Тараса к Яну Рустему - преподавателю местного университета. Он был неплохой портретист. Так талантливый слуга стал  домашним живописцем и вместе с паном переехал в Петербург. 

Знакомство в парке 
Тарасу было уже 22. Однажды он стоял в Летнем саду и перерисовывал статуи. Завел разговор с одним художником, который оказался его земляком. Это был Иван Сошенко. Он стал близким другом Тараса. Сошенко, переговорив с украинским поэтом Евгением Гребенкой (который одним из первых понял, как талантлив Шевченко – художник), повел новичка знакомиться с «нужными» людьми. Его подвели к Василию Григоровичу. Это был секретарь Академии художеств. Тот, сам родом из Пирятина, во многом способствовал развитию художественного образования на Украине и всячески помогал начинающим живописцам. Он также сделал все, что мог, для выкупа Шевченко из крепостничества. Именно ему поэт в день своего освобождения посвятил поэму «Гайдамаки». Тараса познакомили с мастером жанровых сцен из крестьянской жизни, педагогом Петербургской академии художеств Алексеем Венециановым. И еще – с именитым Карлом Брюлловым, а также с известным поэтом Василием Жуковским. Это была настоящая элита. Большие симпатии вызвал у них Тарас Григорьевич Шевченко. Его творческая биография только начиналась. Было важно признание исключительной одаренности этого незаурядного украинца. Но все упиралось в его барина – Энгельгардта. Взывали к чувству гуманизма. Это ничего не дало. А личное ходатайство за Шевченко самого Карла Брюллова – этого известнейшего академика живописи – только подогрело желание помещика наварить на слуге круглую сумму. За Шевченко просил и профессор Венецианов, принятый в императорском дворе! Но даже этот высокий авторитет не сдвинул дело с мертвой точки. С поклонами к барину ходили самые маститые писатели. Все напрасно! 
 
Свободен, наконец-то! 
Тогда решили действовать иначе. Предложили пану невероятно большую сумму за всего одного крепостного – 2500 рублей! Жуковский сговорился с Брюлловым: тот нарисует его портрет. Затем картину выставили на одной лотерее – в Аничковом дворце. Выигрышем и был этот самый портрет. Так получил свободу 24-летний крепостной Шевченко. Было это в 1838 г. 
Чем мог отблагодарить Тарас друзей за это? Он посвятил Жуковскому «Катерину» – свою самую значительную поэму. В том же году он поступил в Академию художеств. Шевченко стал и учеником, и верным другом Карла Брюллова. Именно эти годы – самые светлые, радостные в жизни Кобзаря. Творчество его набирало большую силу. Расцвело не только художество, но и поэтический дар. Шевченко творчески использовал богатейший опыт предшественников и современников в украинской, русской и зарубежной литературах, но в поэзию он пришел сказать свое, новое слово. 
В 1840 г. увидел свет «Кобзарь». Этим сборником Шевченко начал новую эпоху не только в истории украинской литературы, а и в духовности. 
Он служил правде и боролся за счастливое будущее своего народа. И оружием в этой борьбе поэт сделал слово.
Усвоив все богатства передовой человеческой мысли, Шевченко вознесся на такую высь, из которой мог повести народ за собой, показать ему путь к освобождению. Только прогрессивные писатели могли своим словом показать настроение крепостных крестьян, интересы самых широких масс населения в борьбе за элементарные права. Первым выразителем насущных народных интересов в украинской литературе стал Тарас Шевченко. Уже в ранних произведениях поэта оказались ведущие черты всего его творчества. Автор "Кобзаря" – прежде всего поэт современности, который живет интересами народа, разделяет его горе и радости, протестует против ужасных явлений жизни, призывает к воле ("Катерина", "Причинна", "Тополя", "Утоплена", "Перебендя", лирические поэзии). 
Самый выразительный революционный характер романтизма поэта проявился в поэме "Гайдамаки" (1842 г.). В  ней воспеты широкие массы народных мстителей – борцы против феодально-крепостнического и национального гнета. Хотя в поэме и изображены кровавые картины наказания шляхты гайдамаками, все произведение пронимает глубокая человечность и гуманизм.
В лирических отступлениях Шевченко напоминал читателям, что два братских славянских народа могли бы жить в мире и дружбе – "жити б та брататься". А в предисловии он впервые выразил широкую демократическую идею единения славянских народов : "нехай житом-пшеницею як золотом покрита, не розмежованою останеться навіки од моря до моря слов'янська земля".

В далекой ссылке
В 1845-1846 гг. поэт сближается с Кирилло-Мефодиевским обществом. Это были молодые люди, которых интересовало развитие славянских народностей. Десятерых из кружка арестовали, обвинив, что они создали политическую организацию. И Шевченко был признан виновным. Хотя следователи так и не смогли доказать его связи с кирилло-мефодиевцами. Ему в «нарушение» вменяли то, что сочинял «возмутительные» стихи по содержанию. Да еще на малороссийском языке. Правда, знаменитый В.Г.Белинский считал, что «получил» он за свою поэму «Сон». Ибо она – явная сатира на царя с царицей. 
33-летнего Тараса забрали в рекруты. Выслали рядовым в Оренбуржье. Но самое ужасное было то, что солдату строго-настрого запретили что-либо писать и рисовать. Он отправил письмо Н.В.Гоголю, с которым не был лично знаком. Послал и В.А. Жуковскому конверт с просьбой выпросить для него одной только милости – разрешение рисовать. Хлопотали за него и многие другие видные люди. Все тщетно. Запрет этот не сняли. Но всё же  Тарас Григорьевич написал несколько книг на русском языке: «Княгиня», «Художник», «Близнецы». В них немало деталей из его личной биографии. 
Ссылкой в солдаты в далекие оренбургские степи, запретом писать и рисовать царизм пытался убить в Шевченко поэта и художника. Невзирая на суровый приговор власть держащих, Кобзарь пишет стихи и в каземате III отдела, и в Орской крепости, адресуя свои "захалявные" книжечки грядущим поколениям. 
Невзирая на весь груз ссылки, унизительность николаевского солдатства, революционный дух Шевченко не был сломан. 

"Караюсь, мучуся... але не каюсь". 
Поэт вернулся в Петербург в 1857 г. Весь погрузился как в поэзию, так и в живопись. Взялся составлять учебник школьный – для народа. 
В последние годы своей жизни Шевченко не мог не чувствовать, что весомые зерна, посеянные им, уже давали ростки. Он видел, как растет круг его соратников и единомышленников, читал в печати о признании своих заслуг перед народом. Н.А. Добролюбов в рецензии на "Кобзарь" назвал его первым настоящим народным поэтом:
«Он вышел из народа, жил с народом, и не только мыслью, но и обстоятельствами жизни был с ним крепко и кровно связан».
Умер поэт 10 марта1861 года, в год отмены крепостного права, борьбе против которого он посвятил всю свою жизнь. Его похоронили на кладбище в Петербурге. А через пару месяцев, согласно завещанию самого поэта, перевезли гроб с его прахом на Украину. До самого Канева его гроб сопровождал старый надёжный друг Иван Максимович Сошенко. Захоронили Т.Г. Шевченка над Днепром – на Чернечей горе, близ Канева. Ему было всего 47 лет… 
Подготовила Т. Ежова

 

Архив