Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Ивану Андреевичу Крылову - 250 лет

Поделится:
10:54 07 Февраля 2019 г. 504

Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский писатель, баснописец и журналист. Он принадлежит к числу тех писателей и поэтов, творчество которых имеет огромное значение и для нашего времени. И.А. Крылов жил жизнью народа, мыслил его мыслями, страдал его страданиями и стал выразителем его дум и стремлений, защитником его интересов.
Родился Иван Андреевич 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Детские годы поэта проходили сначала в Оренбурге, а затем в Твери.
Со смертью отца, а Ивану было всего девять лет, в семью пришла беднота. Мать, оставшаяся без средств, вынуждена была определить десятилетнего сына на службу «подканцеляристом» в городском управлении. 
Четырнадцатилетним мальчиком Крылов переезжает с матерью в Петербург и поступает на службу в казённую палату секретарём. Жизнь в столице расширила его интересы. Он много читает, страстно увлекается театром, сближается с артистами, литераторами и сам начинает пробовать свои силы в литературе.
В 1783 году он написал первую пьесу «Кофейница», в которой отражена жизнь крепостной России. За этим произведением последовал целый ряд комедий, комических опер и трагедий.
В 1787 году в журналах появляются первые произведения Крылова, а через два года он выступает со своим собственным журналом «Почта духов». В этом журнале он метко и остроумно обличал дворянских трутней, безнаказанно грабивших народ, высмеивал погоню дворян за модами, гневно отзывался об их безумном расточительстве, праздном образе жизни. Такое направление журнала встревожило круги, близкие к Екатерине II, и он был закрыт.
Через некоторое время Крылов начал издавать новый журнал – «Зритель», того же сатирического направления.
Вот как охарактеризовал Крылов в журнале «важнейшие обязанности» дворянина: «С самого начала, как станешь себя помнить, затверди, что ты благородный человек, что дворянин и, следовательно, что ты родился только проедать тот хлеб, который посеют твои крестьяне; словом, вообрази, что ты счастливый трутень и что деды твои только для того думали, чтобы доставить твоей голове право ничего не думать». Или: дедушка имел тысячу других (дарований), приличных необходимых нашему брату дворянину: он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов вырабатывают в год; он сильные подавал примеры, как эти две тысячи человек можно пересечь в год раза два-три с пользою». В журнал был помещён также сатирический очерк Крылова «Каиб».
По приказу Екатерины II в типографии, где печатался журнал, был произведён обыск, императрица лично читала изъятые при этом статьи. Судьба журнала была решена: он прекратил существование, а сам Крылов по указанию начальства должен был покинуть Петербург.
Крылов находился под сильным влиянием Радищева А.Н. Подобно Радищеву он борется с социальным злом, резко нападает на крепостное право, критикует вельмож, царскую власть, рисует разложение нравов дворянского общества.
После того, как он, покинув Петербург, долгие годы жил в провинции, но не бросил литературной работы. Он написал сатирическую комедию «Подщипа» («Триумф»), в которой резко и зло высмеял деспотический режим императора Павла I.
Несколько позже он написал две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», - в которых остроумно и метко высмеял нелепое подражание дворянского общества иностранным модам и образцам.
В 1805 году, после многолетних поисков, Крылов нашёл тот жанр, в котором с особой силой и яркостью отразилась его одарённость. Этот жанр – басня. 
На события Отечественной войны 1812 года поэт-баснописец откликнулся басней «Волк на псарне». После Бородинского сражения фран цузская армия отступала. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель, стал просить мира. Но Главнокомандующий русской армий Кутузов вместо переговоров о мире дал новое сражение. Под Волком надо подразумевать Наполеона, а под Ловчим – Кутузова.

«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; 
Забудем прошлое, уставим общий лад!»
«Послушай-ка, сосед»,
Тут Ловчий перервал в ответ:
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка  гончих стаю».

Сохранилось свидетельство современников о том, что, получив басню Крылова, Кутузов прочитал её собравшимся вокруг него после сражения офицерам «и при словах: «а я, приятель, сед», снял свою белую фуражку и потряс наклонённой головой».
В басне «Волк на псарне» Крылов выступает как настоящий, подлинный русский патриот, для которого благо Отечества важнее и правильнее всего.
К концу жизни Крылов создал более двухсот басен.
Умер Крылов 21 ноября 1844 года. На средства, собранные по всенародной подписке, ему поставлен памятник в Летнем саду в Петербурге как свидетельство глубочайшей любви и уважения народа к своему замечательному баснописцу.
Для изображения своих героев И.А. Крылов чаще всего пользовался образами животных. Хитрая и коварная лиса, упрямый осёл, жадный волк, неповоротливый и несообразительный медведь, трусливый заяц, невежественная, глупая свинья – вот основные крыловские образы из животного мира.
Богато и разнообразно идейное содержание басен И.А. Крылова. В них выражены высокие чувства любви к Родине, уважение к трудовому народу, ненависть к угнетателям, презрение к казнокрадам, вымогателям и взяточникам, людям праздным, ленивым, болтливым, бесчестным, разоблачение лжи резкой критикой дворянского пристрастья ко всему иностранному, западному.
И.А. Крылов – истинно народный поэт. Он сумел в своём творчестве верно и глубоко передать народные взгляды на жизнь, на труд. Выразить во всей полноте целый кодекс народной морали.
«Крылов – самый народный из русских поэтов», – А.С. Пушкин.
«Басни Крылова делают его великим русским поэтом. В его баснях, как в чистом полированном зеркале отражается русский практический ум», – В.Г. Белинский.

Самые широкие круги читателей высоко ценили его басни и зачитывались ими.
Большое общественно-воспитательное значение басен И.А. Крылова оценили его современники. Поэт Вяземский называл его великим мудрецом.  
Многими его выражениями, меткими и острыми, мы часто пользуемся в нашей обиходной речи:

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
«Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!»
«У сильного всегда бессильный виноват».
«Дело мастера боится».
«Сильнее кошки зверя нет».
«А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь».
«Слона то я и не приметил».
«Услужливый дурак опаснее врага».
«Да только воз и ныне там».
«Наделала синица славы, а моря не зажгла».
«А Васька слушает, да ест».
«А ларчик просто открывался».
«Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку».
«Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его». 
«Избави бог и нас от этаких судей».

«Сейчас в России правит дикий капитализм. Отношения сильных и слабых, хищников и жертв, непримиримы. И герои басен Крылова ожили, замельтешили перед недоуменным взором русского народа, обезумевшего от нищеты и безысходности. Кто они - всякого рода чиновники, министры, губернаторы, услужливые журналисты, депутаты разных уровней, придворные прилипады-перевертыши, цари и царьки, главенствующие над нами? Это сегодняшние герои крыловских басен. Ведь, как и при дедушке Крылове, сейчас на Руси процветают такие пороки человеческие, как взяточничество, ложь на самом высоком провластном уровне, казнокрадство, карьеризм, пустозвонство, невежество, лесть и низкопоклонство. Вот почему не умирают искрящиеся остроумием и неотразимой логикой мудрые изречения баснописца И.А. Крылова, который писал, как бы обращаясь в день сегодняшний». 
Леонид Сенько, ветеран педагогического труда, г. Омск.

Иван Андреевич Крылов всегда будет жить в памяти народа как великий русский писатель, поэт, баснописец и патриот, как критик человеческих пороков и обличитель социальной несправедливости, как боец против тунеядства и угнетения, за свободную, трудовую, полную созидательного творчества жизнь.

А.Ф.Небога.

Архив