2 февраля исполняется 134 года со дня рождения революционера, советского государственного и военного деятеля, одного из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военного теоретика Михаила Васильевича Фрунзе.
С 27 сентября 1920 года он командовал Южным фронтом и являлся главным организатором изгнания войск генерала Врангеля из Северной Таврии и Крыма.
После освобождения Крыма и ликвидации Южного фронта 16 ноября 1920 года, уже 3 декабря высшим коллегиальным органом управления и политического руководства вооруженными силами Советской России Народного комиссариата по военным и морским делам – Реввоенсоветом Республики, он назначается командующим вооружёнными силами Украины и Крыма и одновременно избирается членом Политбюро ЦК КП(б)У.
В фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника под инвентарным номером 1458 хранится редкий негатив на стеклянной пластине размером 13х18 (см), на котором в групповом снимке в Ханском дворце изображен М.В. Фрунзе. На нем группа из шести человек в военной и полувоенной форме (М.В. Фрунзе сидит по центру в первом ряду) на фоне каменной лестницы в ограждении монументальных парапетов ступенчатого типа с обеих сторон. То, что негатив снимка выполнен именно в Ханском дворце, подтверждается современной фотографией этой лестницы, которая ныне ведет на верхние террасы, где располагается Братское мемориальное кладбище, относящееся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Но что мог делать Командующий вооруженными силами Украины и Крыма в Бахчисарае и, видимо, сразу же после освобождения полуострова, так как изображенные на снимке лица одеты в зимнюю одежду? Казалось бы, на это частично дает ответ надпись, выполненная черной тушью или чернилами сбоку негатива на эмульсионном слое: «Президиум дивизионных партийных организаций во главе с М. Фрунзе». Но какие насущные для Крыма задачи мог решать в заштатном городе этот обладающий большой властью Президиум, относящийся к партийным организациям воинских частей?
С большой долей уверенности можно предположить, что указанный орган партийного управления во главе с М.В. Фрунзе мог решать в Бахчисарае одну из главных задач недавно освобожденного Крыма – обеспечение топливом, которого в разрушенном войной Крыму катастрофически не хватало не только для восстановления промышленности, но и для физиологического поддержания жизни его населения.
Получать в качестве топлива каменный уголь из Донбасса было невозможно из-за полностью разрушенных войной шахт. Леса в Крыму за период революции и Гражданской войны были нещадно вырублены, единственно возможным ресурсом получения топлива мог служить только бурый уголь Бешуйского месторождения, который находится в горной местности в верховьях Качинской долины.
В условиях топливного кризиса это единственное на полуострове месторождение угля активно разрабатывали при Врангеле. Пытаясь увеличить его добычу, от железнодорожной станции Сюрень к Бешуйским копям усиленными темпами строилась узкоколейная железная дорога протяженностью 30 км, однако до конца ее закончить не успели.
Продолжение и завершение строительства этой дороги уже при Советской власти могло решить главнейшую народно-хозяйственную задачу, стоящую тогда на повестке дня – обеспечить топливом полуостров. Значение этой узкоколейки для выживания Крыма и преодоление всех сопутствующих ее выполнению неимоверных трудностей можно сравнить с таким же объектом строительства от станции Боярка до мест складирования заготовленного леса для умирающего от топливного голода Киева, описанных в автобиографическом романе Николая Островского «Как закалялась сталь».
К сожалению, это ярчайшее произведение культурно-исторического наследия советской эпохи незаслуженно исключено из школьной программы, что является позорной страницей современной России.
Для ускорения постройки железной дороги Сюрень – Бешуйские копи Центральным органом исполнительной власти в Крыму – Крымревкомом – 17 декабря 1920 года издается приказ № 133, в котором он объявляет, что с целью получения угля не позже, «чем через месяц от сего числа», «считать управление постройки и работы по последней ударными и на основании сего всех служащих и рабочих мобилизованными». И далее ревком грозно предупреждает, что «всякий, самовольно оставивший постройку, будет считаться дезертиром и предаваться суду по законам военного времени».
Однако задача, возложенная на гражданских строителей, была неподъемная, и тогда, видимо, было решено привлечь воинские инженерные части. Для решения стратегической задачи скорейшего возведения узкоколейной железной дороги ст. Сюрень – ст. Шахты и могло проводиться совещание Президиума дивизионных партийных организаций во главе с М.В. Фрунзе в Бахчисарае. Ведь Бахчисарай был не только самым большим близлежащим населенным пунктом к Бешуйскому месторождению, примерно в 35 км от него, но и крупной железнодорожной станцией, через которую можно было бесперебойно обеспечивать строительство необходимыми материалами и оборудованием. В задачи воинских частей, кроме непосредственной работы по возведению железной дороги, входило обеспечение её безопасности от возможных диверсий и нападений со стороны скрывавшихся в лесах горного Крыма многочисленных бандформирований.
Предположение о цели проведения Президиума дивизионных партийных организаций во главе с М.В. Фрунзе в Бахчисарае с целью скорейшего возведения узкоколейной железной дороги к Бешуйским копям путем использования сил и средств специализированных воинских инженерных частей подтверждается сообщением Крымсовнархоза Крымревкому об окончании строительства Бешуйской узкоколейки, датированным 28 апреля 1921 года. В нем указывается, что «24 апреля закончена постройка узкоколейной бешуйской ветки до Коуш, и в последних числах сего месяца пойдет первый поезд с углем».
Далее в документе отмечается, что «быстрое окончание работ по Бешуйстройке выполнено благодаря неутомимой энергии железнодорожных дивизионов*, проявивших в высшей степени сознательное отношение к возложенным на них обязанностям, что, несмотря на невероятно тяжелую обстановку, работа не приостанавливалась и намеченные задания выполнялись полностью». На основании этого Коллегия Крымсовнархоза 26 апреля 1921 года постановила отметить героев труда железнодорожных дивизионов, проявивших в работе максимум стойкости, энергии, трудолюбия и ходатайствовать перед Ревкомом Крыма о вручении от имени последнего железнодорожным дивизионам Красного знамени, «каковое приурочить к 1 мая с.г.».
Такой видится история этого старого, почти столетнего негатива, хранящегося в фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
--------------
Прим. Железнодорожные дивизионы, как регулярные воинские части со списочным составом 852 человека в каждом, созданы приказом Реввоенсовета Республики № 1781/373 от 24 октября 1919 года.
Валерий Борисов,
Заслуженный архитектор Республики Крым, почетный гражданин города Бахчисарая.