Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

ЗАГАДКА АРХИВНОГО НЕГАТИВА

Поделится:
13:38 31 Января 2019 г. 203

2 февраля исполняется 134 года со дня рождения  революционера, советского государственного и военного деятеля, одного из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военного теоретика  Михаила Васильевича Фрунзе.

С 27 сентября 1920 года он командовал Южным фронтом и являлся главным организатором изгнания войск генерала Врангеля из Северной Таврии и Крыма. 
После освобождения Крыма и ликвидации Южного фронта 16 ноября 1920 года, уже  3 декабря высшим коллегиальным органом управления и политического руководства вооруженными силами Советской России  Народного комиссариата по военным и морским делам – Реввоенсоветом Республики, он назначается командующим вооружёнными силами Украины и Крыма и  одновременно избирается членом Политбюро ЦК КП(б)У.
В фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника  под инвентарным номером 1458 хранится редкий негатив на стеклянной пластине размером 13х18 (см), на котором в групповом снимке в Ханском дворце изображен М.В. Фрунзе.  На  нем  группа  из  шести человек в военной и полувоенной форме (М.В. Фрунзе сидит по центру в первом ряду)  на фоне каменной лестницы  в ограждении монументальных парапетов ступенчатого типа с обеих сторон. То, что негатив снимка  выполнен именно в Ханском дворце, подтверждается современной фотографией этой  лестницы, которая ныне ведет на верхние террасы, где располагается Братское мемориальное кладбище,   относящееся к периоду  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


Но что мог делать Командующий вооруженными силами Украины и Крыма в Бахчисарае и, видимо, сразу же после освобождения полуострова, так как изображенные на снимке лица одеты в зимнюю одежду? Казалось бы, на это частично дает ответ надпись, выполненная черной тушью или чернилами сбоку негатива на эмульсионном слое: «Президиум дивизионных партийных организаций во главе с М. Фрунзе». Но какие насущные для Крыма задачи мог решать в заштатном городе этот обладающий большой властью Президиум, относящийся к партийным организациям воинских частей?
С большой долей уверенности можно предположить, что указанный орган партийного управления во главе с М.В. Фрунзе мог решать в Бахчисарае одну из главных задач недавно освобожденного Крыма – обеспечение топливом, которого в разрушенном войной Крыму    катастрофически не хватало не только для восстановления промышленности, но и для физиологического поддержания жизни его населения. 
Получать в качестве топлива каменный уголь из Донбасса было невозможно из-за полностью разрушенных войной шахт. Леса в Крыму за период  революции и Гражданской войны были нещадно вырублены, единственно возможным  ресурсом получения топлива мог служить только бурый уголь Бешуйского месторождения, который находится в горной местности в верховьях Качинской долины.  
В условиях топливного кризиса это единственное  на полуострове месторождение угля активно разрабатывали при Врангеле. Пытаясь увеличить его добычу, от железнодорожной станции Сюрень  к Бешуйским копям усиленными темпами строилась узкоколейная железная дорога протяженностью 30 км, однако до конца ее закончить не успели.
Продолжение и завершение строительства этой дороги уже при Советской власти могло решить главнейшую народно-хозяйственную задачу, стоящую тогда на повестке дня – обеспечить топливом полуостров. Значение этой узкоколейки для выживания Крыма и преодоление всех сопутствующих ее выполнению неимоверных трудностей можно сравнить с таким же объектом строительства от станции Боярка до мест складирования заготовленного леса для умирающего от топливного голода Киева, описанных в автобиографическом романе Николая Островского «Как закалялась сталь».
К сожалению, это ярчайшее произведение культурно-исторического наследия советской эпохи  незаслуженно исключено из школьной программы, что является позорной страницей современной России.
Для ускорения постройки железной дороги Сюрень – Бешуйские копи Центральным органом исполнительной власти  в Крыму – Крымревкомом – 17 декабря 1920 года издается приказ № 133, в котором он объявляет, что с целью получения угля не позже, «чем через месяц от сего числа», «считать управление постройки и работы по последней ударными и на основании сего всех служащих и рабочих мобилизованными». И далее ревком грозно предупреждает, что «всякий, самовольно оставивший постройку, будет считаться дезертиром  и предаваться суду по законам военного времени». 
Однако задача, возложенная на гражданских строителей, была неподъемная, и тогда,  видимо, было решено привлечь воинские инженерные части.  Для решения  стратегической задачи скорейшего возведения узкоколейной железной дороги ст. Сюрень – ст. Шахты  и  могло проводиться совещание Президиума дивизионных партийных организаций во главе с М.В. Фрунзе в Бахчисарае. Ведь Бахчисарай  был не только самым большим близлежащим населенным пунктом к Бешуйскому месторождению, примерно в 35 км от него, но и крупной железнодорожной станцией, через которую можно было бесперебойно обеспечивать строительство необходимыми материалами и оборудованием. В задачи воинских частей, кроме непосредственной работы по возведению железной дороги, входило обеспечение  её безопасности от возможных диверсий и нападений со стороны скрывавшихся в лесах горного Крыма многочисленных бандформирований.
Предположение о цели проведения Президиума  дивизионных партийных организаций во главе с М.В. Фрунзе в Бахчисарае с целью скорейшего возведения узкоколейной железной дороги к Бешуйским копям путем использования сил и средств специализированных воинских инженерных частей  подтверждается сообщением Крымсовнархоза Крымревкому об окончании строительства Бешуйской узкоколейки, датированным  28 апреля 1921 года. В нем указывается, что «24 апреля закончена постройка узкоколейной бешуйской ветки до Коуш, и в последних числах сего месяца пойдет первый поезд с углем».
Далее в документе отмечается, что «быстрое окончание работ по Бешуйстройке выполнено благодаря неутомимой энергии железнодорожных дивизионов*, проявивших в высшей степени сознательное отношение к возложенным на них обязанностям, что, несмотря  на невероятно тяжелую обстановку, работа не приостанавливалась и намеченные задания выполнялись полностью». На основании этого Коллегия Крымсовнархоза 26 апреля 1921 года  постановила отметить героев труда  железнодорожных дивизионов, проявивших в работе максимум стойкости, энергии, трудолюбия  и ходатайствовать перед Ревкомом Крыма  о вручении от имени последнего железнодорожным дивизионам Красного знамени, «каковое приурочить к 1 мая с.г.».  
Такой видится история этого старого, почти столетнего негатива, хранящегося в фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.    
 --------------
Прим. Железнодорожные дивизионы, как регулярные воинские части со списочным составом 852 человека в каждом, созданы приказом Реввоенсовета Республики № 1781/373 от 24 октября 1919 года.

Валерий Борисов,   
Заслуженный архитектор Республики Крым, почетный гражданин города Бахчисарая. 

 

Архив