Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

«Невменяемый русский»: четыре воздушных тарана Бориса Ковзана

Поделится:
12:05 05 Апреля 2018 г. 650
«Невменяемый русский»:  четыре воздушных тарана Бориса Ковзана

Небесный летчик 
Будущий летчик родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты Ростовской области. Уже в 1940-м Борис Ковзан окончил Одесскую военную авиационную школу, где вместе с другими курсантами учился полетному мастерству, освоил принципы бомбометания и воздушного боя.

По окончании авиационной школы летчика направили на службу в Западный особый военный округ, дислоцировавшийся в Гомельской области. Охраняя небо над Белоруссией, оттачивая технику полетов и совершенствуя свое мастерство, молодой летчик-истребитель встречает здесь начало Великой Отечественной войны.
Уже на третьи сутки войны, 24 июня 1941 года, Борису пришлось продемонстрировать выучку и мастерство летчика-истребителя. В небе над Гомелем он на одномоторном истребителе «И-15бис» вступил в воздушный бой с врагом, сбив вражеский бомбардировщик «Хенкель-111».
Осенью 1941-го молодого летчика перевели служить в 42-й истребительный авиаполк, где он получил более современный истребитель «Як-1», ставший его настоящим другом и спасителем. Полк должен был прикрывать от врага московское направление, не подпуская бомбардировщики фашистов к советской столице.
 Первые военные победы 
В небе над Подмосковьем 29 октября 1941 года в составе группы истребителей летчик наносил удары по вражеской колонне и обнаружил по курсу «Мессершмитт-1102», прикрывавший свои бомбардировщики. Недолго думая, пилот решил атаковать врага. В результате ожесточенного боя у советского истребителя закончились боеприпасы, а неприятель попытался скрыться.
Отправив в эфир сообщение «Иду на таран», Ковзан направил боевую машину в сторону врага. Советскому летчику удалось лопастями винта отсечь хвостовое оперение вражеского бомбардировщика. В результате этой атаки истребитель немцев рухнул на землю и взорвался, а его пилот так и не смог выпрыгнуть с парашютом. Самому же Ковзану удалось вернуть самолет на аэродром, где он попал в объятия товарищей.
Следующий таран летчик совершил уже 22 февраля 1942 года – в ходе операции по прикрытию шоссе Москва–Ленинград. Он снова управлял тем самым «Як-1», который остался цел после прошлого тарана.
На высоте более двух тысяч метров летчик заметил три немецких «юнкерса». Борис атаковал противника, а когда закончился весь боевой запас, совершил свой уже коронный таранный удар и благополучно посадил самолет.
 Первые боевые награды 
История о том, как самоотверженно и мастерски младший лейтенант Советской Армии Ковзан выполнил таран бомбардировщика врага, облетела Северо-Западный фронт в кратчайшие сроки. Второй таран в послужном списке молодого летчика-истребителя посчитали настоящим подвигом, определенно заслуживающим самой высокой награды, которая присуждалась в СССР – ордена Ленина. Высшую государственную награду летчику вручил командир ВВС фронта генерал-лейтенант авиации Куцевалов.
7 июля 1942 около села Любцы Новгородской области отчаянный летчик пошел на третий свой таран. В неравном бою с двумя вражескими бомбардировщиками у летчика не осталось боеприпасов, и он фюзеляжем верного «Яка» повредил хвостовое оперение противника. Фашистский самолет потерял управление и разбился, а экипаж второго немецкого истребителя предпочел ретироваться, скрывшись в облаках от «невменяемого русского», который, хоть и не без проблем, совершил посадку на своем аэродроме.
За этот подвиг и невероятное мужество Борис Ковзан получил внеочередное звание старшего лейтенанта, а также орден Красного Знамени.
 Самый опасный бой 
Четвертый воздушный таран едва не стал фатальным. Но, возможно, именно неистребимая воля к победе, стремление защитить свой народ и родную землю помогли Борису Ивановичу остаться в живых.
Это случилось 13 августа 1942 года в небе над Старой Руссой Новгородской области.
Возвращаясь с боевого задания без боеприпасов, летчик-истребитель подвергся атаке вражеских «Ме-109», которые начали его расстреливать, как обычную мишень.
Даже высокое пилотажное мастерство не позволило летчику уйти от этих атак. Фонарь (прозрачная откидываемая крыша) кабины самолета разлетелся после нескольких прямых попаданий, а сам пилот получил серьезное ранение в голову. Теряя остатки сил и понимая, что жизнь закончена, герой пошел на таран.
Немецкий летчик также оказался не из робкого десятка и не отвернул даже тогда, когда до лобового столкновения оставались считанные секунды. Удар оказался такой силы, что и советский, и немецкий истребители разорвало на куски.
Нашего летчика выбросило из кабины «Як-1». После этого Ковзан не помнил ничего: ни падения с огромной высоты на не полностью раскрывшемся парашюте, ни спасения, когда он начал захлебываться, упав в болото.
Но у Бориса определенно был заботливый ангел-хранитель. Неравный бой и падающего летчика видели местные жители. Общими усилиями им удалось вытащить из трясины 20-летнего героя.
Колхозники спрятали спасенного летчика в сене и не выдали немцам, которые отправили на его поиск целую команду. Полицаи и фашисты поверили, что советский летчик утонул в болоте, и прекратили поиск. Затем была дорога к партизанам, которые организовали отправку Бориса на Большую землю.
 Длительный период реабилитации 
Сам летчик позже признавался, что лечение в московском военном госпитале, которое длилось целых десять месяцев, стало самым тяжелым испытанием в его жизни. Несколько раз офицер находился на волосок от смерти, и только благодаря профессионализму московских врачей, которые неустанно боролись за жизнь Бориса, его удалось поставить на ноги.
За время, проведенное в госпитале, Ковзан перенес несколько очень сложных операций, которые не просто спасли жизнь летчика, но и практически полностью вернули ему здоровье. 
Выписавшись из госпиталя, летчик ценой неимоверных усилий сумел добиться того, чтобы вернуться на военную службу. Война не была окончена, и советский парнишка, всем сердцем любящий и стремящийся защитить свою Родину, не мог спокойно жить, зная, что погибают товарищи.
До конца Великой Отечественной войны Ковзан одержал еще 6 воздушных побед, а всего за годы войны сбил 28 фашистских самолетов.
 Жизнь после войны 
24 августа 1943 года легендарному советскому летчику-истребителю Борису Ивановичу Ковзану присвоили звание Героя Советского Союза. А когда война завершилась, началась новая жизнь, новые испытания – конечно же, несравнимые с теми, что пришлось пережить на фронтах.
После войны он решил остаться на службе в советской авиации – Борис совершал полеты на реактивных самолетах уже в роли инструктора. Кроме того, молодой офицер продолжил обу-
чение, и в 1954 году окончил Военно-воздушную академию. Уйдя в запас,  руководил аэроклубом в Рязани. 
Герой Советского Союза полковник Борис Ковзан был награжден двумя орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и множеством медалей.
Сердце отважного героя перестало биться 31 августа 1985 года. Причиной такой ранней смерти стали боевые ранения и сильнейшие перегрузки, перенесенные в ходе воздушных боев.
Личность Бориса Ковзана – яркий пример героизма и борьбы за свободу, воплощения любви к Отечеству. Его героические воздушные тараны должны помнить все следующие поколения защитников нашей Родины, готовые пожертвовать собственной жизнью ради защиты Отечества.


По материалам интернет-изданий

 

Архив