Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Горькому - 150

Поделится:
12:34 22 Марта 2018 г. 458
Горькому - 150

Крейсер «Аврора» громом своих пушек возвестил 25 октября 1917 года начало новой эры – эры Великой Октябрьской социалистической революции.
Максим Горький встретил начало новой эры как признанный руководитель революционного искусства и вступил в новую эру с огромным запасом жизненного материала, с широким кругом идей, кровно связанных с революцией. Тяжёлая, полная страшных лишений жизнь, которую прожил Максим Горький, чтобы стать писателем, навсегда определила его ненависть к капиталистическому строю и неразрывные связи с трудовым народом. Своей жизнью Горький явил пример писателя-борца за счастье народа, за коммунизм.
Горький – родоначальник социалистического реализма и советской литературы, продолжатель лучших традиций прошлого, буревестник пламенной революции, непримиримый борец с фашизмом, лучший друг В.И. Ленина и трудового народа.
Горький – атлант, плечами которого поддерживается вся советская и прогрессивная дореволюционная литература.

Горький написал очень много произведений и до революции, и после, но среди произведений, написанных в советское время, видное место занимает очерк «В.И. Ленин» (1924-1930).
Небольшой очерк – итог многолетних глубоких раздумий писателя над образом бесконечно дорогого для него человека и вождя.
«...Я глубоко, горячо любил и ценил Ильича и никогда не чувствовал себя так сиротски, таким бессильным в год его смерти...»
В письме М.Ф. Андреевой от 4 февраля 1924 года он сообщает: «Получил твоё – очень хорошее – письмо о Ленине. Я написал воспоминания о нём. Писал и обливался слезами. Так я не горевал даже о Толстом. И сейчас вот – пишу, а рука дрожит. Всех потрясла эта преждевременная смерть, всех... И отовсюду пишут письма, полные горя, глубочайшего, искреннего».
Для характеристики достоверности и художественной силы очерка прочитайте слова Н.К. Крупской:
«… Получила Ваши воспоминания об Ильиче – хорошие. Живой у Вас Ильич. О Лондонском съезде очень хорошо. Правда всё. Каждая фраза Ваших воспоминаний вызывает ряд аналогичных. И потом Вы любили Ильича. Кто не любил бы, тот не мог бы так написать. Живой весь Ильич».
«Даже некоторые из стана врагов его честно признают: «В лице Ленина мир потерял человека, который среди всех современных людей наиболее ярко воплощал в себе гениальность»,– пишет Горький и продолжает:
«Одна из немецких газет, напечатав о Ленине статью, полную почтительного удивления перед его колоссальной фигурой, закончила эту статью словами: «Велик, недоступен и страшен кажется Ленин даже в смерти».
В своём очерке Горький охарактеризовал Ленина как великого политического деятеля и человека, дал образ, полный жизненной силы и художественной правды.
Перед читателями очерка предстаёт Лондонский съезд – 5 съезд РСДРП, 1907 г. Горький, приглашённый Лениным, присутствует на съезде, считает его праздником и восторгается, но свирепость споров о «порядке дня» сразу охладила Горького от восторга:
«И не столько тем, что я почувствовал, как резко расколота партия на реформаторов и революционеров, – это я знал с 1903 года, – а враждебным отношением реформаторов к В.И. Ленину. Оно просачивало и брызгало сквозь их речи, как вода под высоким давлением сквозь старую пожарную «кишку».
«Но вот поспешно взошёл на кафедру Ленин. Его рука, протянутая вперёд и немного поднятая вверх, ладонь, которая как бы взвешивала каждое слово, отсеивая фразы противников, заменяя их вескими положениями, доказательствами права и долга рабочего класса идти своим путём, а не сзади и даже не рядом с либеральной буржуазией – всё это было необыкновенно и говорилось им, Лениным, как-то не от себя, а действительно по воле истории».
(Это надо вспомнить тем, кто призывает всех объединиться с социал-демократами).
«Ленин говорил об анархии производства при капиталистическом строе, о громадном проценте сырья, которое расходуется бесплодно, и кончил сожалением, что до сей поры никто не догадался написать книгу на эту тему.
Года через два на Капри, беседуя с А.А. Богдановым-Малиновским об утопическом романе, он сказал ему:
«Вот вы бы написали для рабочих роман на тему о том, как хищники капитализма ограбили землю, растратив всю нефть, железо, дерево, уголь. Это была бы очень хорошая книга, синьор махист!»
(Эти слова В.И. Ленина не в бровь, а в глаз сегодняшним российским расхитителям природных богатств).
Писатель повествует в очерке о величайшем человеке эпохи, о людях, окружающих его, о друзьях и врагах. Вместе с тем Горький рассказывает о себе самом – о своих переживаниях и заблуждениях после революции 1905 года и в первые годы Советской власти, о своих сомнениях, о том, как он постигал правду революции и какую огромную и благотворную роль играл в его жизни Ленин.
В первые годы Октября обогатились представления Горького о Ленине как о человеке, обладающем изумительной и неиссякаемой энергией, мудростью, оптимизмом, волей: «Меня восхищала ярко выраженная в нём воля к жизни и активная ненависть к мерзости её. Я любовался тем азартом юности. Меня изумляла его нечеловеческая работоспособность... Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами. И слова, насыщенные ею, блестят в воздухе. Речь его всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды».
Воссоздавая образ Ленина, Горький обращает внимание читателя на его внешность, жест, манеру говорить: «Его движения были легки, ловки, и скупой, но сильный жест, вполне гармонировал с его речью, тоже скупой словами, обильной мыслью. И на его лице горели, играли эти острые глаза неутомимого борца против лжи и горя жизни, горели, прищуриваясь, подмигивая, иронически улыбаясь, сверкая гневом. Блеск этих глаз делал речь его более жгучей и ясной».
В Ленине Горький видел воплощение идеала человека революционной мысли, активного целенаправленного действия, распространённых духовных интересов.
Отметив веру Ленина в то, что несчастие не есть неустранимая основа бытия, а мерзость, которую люди должны и могут отмести прочь от себя, он писал: «Я бы назвал эту основную черту характера воинствующим оптимизмом материалиста. Именно она особенно привлекала душу мою к этому – Человеку, с большой буквы.
Ленин «прост как правда». Простота Ленина – это простота великого человека, она – отражение его удивительной человечности, душевной ясности, глубины и чёткости его мысли. Простота, покоряющая сила правды, скромность, твёрдая и непоколебимая убеждённость в правоте своего дела – таким предстаёт Ленин на Лондонском съезде: оратор, вождь партии, великий мастер революционной стратегии.
Горький рисует Ленина как гениального мыслителя, предвидящего ход исторического развития, показывает несгибаемую партийную принадлежность Ленина, когда тот категорически отказывается идти на примирение с Богдановым и его группой. Так как они ревизуют, фальсифицируют и опошляют марксизм.
Писатель подчёркивает, что Ленину претило высокомерие, честолюбие и самовозвеличивание, самодовольная уверенность в своей непогрешимости, стремление возвысить себя над массами. Он чутко прислушивается к голосу масс. В нём запечатлена неразделимость яркой любви к трудовому народу и ярой ненависти к врагам революции. Ленин –  великий интернационалист, неугасаемый борец за интересы трудящихся.
Перед читателями предстал Ленин и как человек, и как государственный деятель, и как пламенный трибун революции, и как гениальный мыслитель и мудрый руководитель первого в мире социалистического государства. Перед читателями вырисовывается внешность Ленина, его сократовский лоб и всевидящие глаза, его заразительный смех, его умение по-детски отдаваться увлечениям – шахматам, рыбной ловле, его заботливое отношение к товарищам. Всё это магнетизмом притягивало к нему сердца и симпатии людей труда.
Перед читателем возникает образ величайшего исторического деятеля изумительно сильной воли, нечеловеческой работоспособности, мысль которого «точно стрелка компаса всегда обращалась остриём в сторону классовых интересов трудового народа».
Непримиримая, неугасимая вражда к несчастиям людей, страстное стремление добиться свободы для всего человечества были связаны у Ленина с чувством высокой национальной гордости за талантливый русский народ.
Подчёркивая историческую масштабность Ленина, его гениальную способность к глубоким историческим предвидениям, его многогранность, неповторимость, широту его интересов, Горький отмечает: «Я видел крупных людей, знал Толстого и ещё кое-каких, но эта колоссальная фигура заслоняет их… Не могу представить себе другого человека, который, стоя так высоко над людьми, умел бы сохранить себя от соблазна честолюбия и не утратил бы живого интереса к простым людям».


 Мысли Горького о героическом и прекрасном человеке, который бы заботился о людях, нашли своё живое и реальное воплощение в Ленине.
Заканчивает Горький очерк «В.И. Ленин» следующими трогательными словами: «Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывая свою страну. Он правильно оценил потенциальную силу её – исключительную талантливость народа, ещё слабо выраженную, но возбуждённую историей, тяжёлой и нудной, но талантливость всюду, на тёмном фоне фантастической русской жизни блестящую золотыми звёздами... И если б туча ненависти к нему, туча лжи и клеветы вокруг имени его была ещё более густа – всё равно: нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира.
И не было человека, который так, как этот, действительно заслужил в мире вечную память.
Владимир Ленин умер. Но наследники разума и воли его – живы. Живы и работают так успешно, как никто, никогда, нигде в мире не работал».
Нельзя не вспомнить «Мать» Горького (1906) – первый роман о пролетариате как решающей силе в революционной борьбе.
Разве можно забыть Ниловну – старую революционерку?!
Ниловна – символ всех пролетарских матерей мира, всех матерей революционеров.
«Седая женщина с большими честными глазами на добром лице, избиваемая жандармами, бросает в толпу листовки с речью Павла. Жандарм стал её душить, она хрипела и остатками голоса призывала людей: «Собирай, народ, свои силы во единую силу!»
Свержение самодержавия – этап на пути общественного преобразования России. Павел Власов – социалист, и цель его жизни заключается в уничтожении капиталистического строя и в построении социалистического общества. Широта политического кругозора, талант организатора масс, бесстрашие и отвага, готовность к самопожертвованию во имя дела революции, высокие моральные принципы – вот что характеризует Павла Власова, который с бесстрашной и гордой силой произносит речь на суде, называя себя человеком партии: «Мы социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создаёт непримиримую вражду интересов, лжёт, стараясь скрыть или оправдать эту вражду, и развращает всех ложью, лицемерием и злобой.
Общество, которое рассматривает человека как орудие своего обогащения, противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью двуличной и лживой! Наши лозунги просты: «Долой частную собственность! Все средства производства - народу! Вся власть народу! Труд обязателен для всех! Победим мы, рабочие!»
«Старуха Изергиль» (1894)
Подлинный герой не тот, кто ставит себя выше всех. Истинный героизм состоит в готовности пожертвовать собой ради народа. Таким героем является Данко, человек, овеянный революционной романтикой, способный к подвигу и самопожертвованию во имя благородной цели.
Данко ведёт свой народ на волю из рабской жизни. На пути возникают необычайные трудности, неодолимые препятствия. И когда, утомлённые трудным путём, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколебались и готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнём желания спасти их, и он, разорвав руками себе грудь, вырвал из груди своё сердце и высоко поднял его над головой.
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
– Идём! – крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. И весь лес удивлённо закачал вершинами».
Данко своим сердцем, как факелом, осветил путь людям.

Идею беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа – вот что утверждает Горький в легенде о Данко.
Ленина Горький называл Данко и писал: «Ленину приходилось часто скрываться, пользоваться гримом и париком, переезжать из города в город, из страны в страну. Аресты и ссылки... Но одержим он был одним – борьбой за освобождение трудового народа от самодержавия, капиталистического гнёта, социального гнёта и несправедливости».
Пьеса «На дне» (1902) –.обвинительный акт капиталистическому обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя всякие человеческие чувства.
Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», – это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые доводят человека до трагической участи бездомного бродяги.
Заслуживает внимание в пьесе монолог Сатина, который утешительную ложь Луки называет религией рабов и хозяев: «Ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного человека...» Сатин поёт гимн человеку: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит ... гордо!»
Под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и о его красоте.
Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, ещё резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает острый революционный смысл.
Если человек в своей сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до того ужасающего состояния, то, стало быть, нужно всё сделать для того, чтобы этот строй уничтожить и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным, – таков был вывод пьесы «На дне».
В сегодняшней олигархической России миллионы бомжей, опустившихся на «дно», так что обвинительный акт можно предъявить и сегодняшней власти, которая возвращает дореволюционную Россию – «страну рабов, страну господ».
Слово «человек» звучало гордо в стране, которая звалась Союз Советских Социалистических Республик, и которую российские аферисты уничтожили вместе с человеком, который звучал гордо, опустили его на дореволюционное дно и лгут, что людям стало жить лучше.
«Господа! Если к правде святой 
Мир дорогу найти не умеет – 
Честь безумцу, который навеет 
Человечеству сон золотой!»

Эти слова Беранже произносит в пьесе Актёр.)
«Город Жёлтого Дьявола» (1906) – очерк-памфлет. «Жёлтый Дьявол – это золото. Город, о котором идёт речь, – Нью-Йорк. Горький рассказывает о безработных и нищих, о детях, которые до поздней ночи копаются в грязи, чтобы найти корку заплесневевшего хлеба. Почему же такое происходит? Потому что всей жизнью, всеми помыслами, всеми желаниями и мечтами заправляет Жёлтый Дьявол – золото, слепая и безумная погоня за прибылью, слепая и безумная жажда наживы. Эта безостановочная погоня за «бизнесом», за личной наживой губит человека, «сосёт кровь и мозг», «пожирает мускулы и нервы». И Горький подчёркивает, что в этом царстве Жёлтого Дьявола человек не может не быть искалеченным и изуродованным нравственно».
Аналогией является Российская Федерация. Та же слепая и безумная погоня за прибылью, та же слепая и безумная жажда наживы, те же нравственно искалеченные и изуродованные люди, та же безработица и нищета.
«Цель капитализма всегда одна: эксплуатация, гнёт, война, чтобы народных масс нищета и гибель ему несли максимальную прибыль».
В.И. Ленин
Основные идеи и образы творчества Горького – разоблачение буржуазного мира и его культуры, преклонение перед героизмом революционного подвига, пафос труда, горячий патриотизм, новый положительный герой – революционер-большевик – получили развитие в творчестве лучших советских писателей: С. Есенина, В. Маяковского, А. Островского, А. Фадеева, М. Шолохова, К. Федина, А. Серафимовича, А. Макаренко, Ф. Гладкова и других.
Выдающиеся зарубежные писатели Р. Роллан, А. Барбюс, А. Франс, Т. Драйзер, Г.Х. Андерсен, М. Нексе и многие другие  подчёркивали огромное влияние Горького на развитие мировой литературы.
О всемирном значении Горького хорошо сказал выдающийся немецкий писатель Генрих Манн: «Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетённых и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям...»
Ромен Роллан писал: «Горький был первым, высочайшим из мировых художников слова, расчищавших путь для пролетарской революции, отдавшим ей все свои силы, престиж своей славы и богатый жизненный опыт человека, с детских лет вкусившего ту нищету и унижение, которое составляет удел порабощённого пролетариата».
Пламенный Буревестник революции, грозный обличитель буржуазного строя, горячий патриот своей Родины, верный друг Ленина Горький воплотил в себе лучшие черты русского народа.
«Нет сомнения, что Горький – громадный художественный талант, который принёс и принесёт много пользы всемирному пролетарскому движению».

В.И. Ленин.
«Горький – безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства…. Он крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира».
В.И. Ленин.  
«Огромное исключительное значение Горького, – писал А.В. Луначарский, – заключается в том, что он явился первым великим писателем пролетариата, что в нём этот класс... впервые осознаёт себя художественно».
После Ленина смерть Горького - самая тяжёлая утрата для нашей страны и для всего человечества.
Развёрнутую оценку творчеству Горького от имени партии и правительства дал В.М. Молотов в своей речи на Красной площади 20 июня 1936 года: «Никто из крупных писателей нашей страны, да и в других странах, не знал так близко жизнь «низов» народа при капитализме. Никто из них не пережил на себе самом столько жестокостей и гнусностей со стороны господ-эксплуататоров. Никто из них даже просто не видел своими глазами столько замученных подневольным трудом и забитых гнётом капитала, как наш Горький, у которого все это выковало непримиримость и революционную ненависть к капиталистическому строю и беззаветную веру в освободительную силу коммунизма.
Неизгладимо остаются в памяти его художественные фигуры капиталиста – хищника наживы, затхлого мещанина провинциальной глуши, самовлюблённого буржуазного интеллигента-паразита и других господ старой дореволюционной Руси...
Вместе с тем, Горький, как великий художник пролетариата, дал замечательные образы свободолюбивых и самоотверженных людей, не мирящихся с гнётом и тиной жизни, дал лучшие и выразительнейшие образы пролетарских революционеров.
Горький является подлинным родоначальником пролетарской социалистической литературы.
Величие Горького состоит в том, что он был неразрывно и кровно связан с пролетарской революцией, с народом, строящим иную жизнь с Лениным.
Горький – беззаветный друг трудящихся и вдохновитель борьбы за коммунизм».
Максима Горького, великого сына и писателя и его творчество ценили в Советском Союзе.
«Сегодня пытаются похоронить Горького, уничтожают поставленные ему памятники, снимают памятную доску на доме, где он скончался.
Но голос Горького всё равно звучит в мире. Его пьесы ставятся и в России, и за рубежом, ему посвящаются «Горьковские чтения», которые ежегодно проходят в Москве, Нижнем Новгороде и Казани.
В статье «Возвращение Горького», опубликованной в юбилейном номере «Литературной газеты», где профиль Горького вновь появился рядом с Пушкиным, Ю. Поляков писал: «Во всяком случае, период саморазрушения явно заканчивается. Конечно, мы ещё не созидаем, но, кажется, уже сосредотачиваемся. И в этом смысле возвращение профиля Горького на наш логотип, конечно же, акт символический, восстанавливающий связь времён, ибо царство, разделившееся во времени, неизбежно распадётся и в пространстве».
Литературная деятельность Горького тесно и неразрывно связана с мощным развёртыванием революционной борьбы рабочего класса, с разгромом буржуазно-помещичьего строя, с победой Великого Октября, с построением социализма в нашей стране.
Среди самых выдающихся исторических дат, которые мы отмечаем в этом году, - 150-летие со дня рождения классика русской, советской и мировой литературы Максима Горького.


А.Ф. Небога, 
советский учитель,
Красногвардейский район

 

Архив