Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Он ковал Великую Победу!

Поделится:
11:34 22 Февраля 2018 г. 671

     В  наших  жилах -
                               кровь, а  не  водица.
               Мы  идем
                   сквозь  револьверный  лай,
                         чтобы,  умирая,  воплотиться
                             в  пароходы,
                                       в строчки
                                             и  в  другие  долгие  дела. 

«Товарищу Нетте,  пароходу и человеку»,

                                                Владимир Маяковский

И.А. Кожухарь

ИМЯ  НА  БОРТУ ЛАЙНЕРА

 История Феодосийского ордена Трудового Красного знамени РСФСР морского торгового порта изобилует многочисленными трудовыми достижениями, благодаря которым о трудовом коллективе и его передовиках знали не только в морских портах Черноморско-Азовского бассейна, но и в других морских портах нашей необъятной Родины – Союза Советских Социалистических Республик. Но Историю творят люди и в этом отношении Феодосийский порт не является исключением. В производственной деятельности порта советского периода, кроме перевалки народнохозяйственных грузов и нефтеналивных грузов, особое место занимали пассажирские морские перевозки на местных и круизных линиях юго-восточной части Крыма. В Феодосийский порт заходили пассажирские суда, обеспечивающие круглогодичные пассажирские перевозки на Крымско-Кавказской грузопассажирской линии (теплоходы «Победа», «Россия», «Молдавия» и др.). Эта линия пользовалась популярностью, особенно в летний период времени, т.к. позволяла в течение нескольких суток побывать в приморских городах: Одессе, Севастополе, Ялте, Феодосии, Новороссийске, Сочи, Сухуми, Поти и Батуми. Гордостью портофлота Феодосийского порта были пассажирские суда «Терентий Пименов», «Иван Назукин», «Иван Поддубный», «Иван Федько», «Витя Коробков», «Иван Голубец», «Иван Мокроус», «Иван Айвазовский», «Николай Старшинов», «Алексей Первушин», «Юрий Гарнаев», «Иван Кожухарь» и другие («Феодосия», «Кафа», «Кара-Даг», «Коктебель», …), среди моряков их ласково называли «ласточки» или «птички», обеспечивающие пассажирские перевозки на местных линиях: Феодосия-Ялта, Феодосия-Судак, Феодосия-Коктебель, Феодосия-«Золотой пляж» и др. Министерство морского флота СССР, которое периодически обеспечивало поставку новых пассажирских судов в морские порты страны, по ходатайству администрации, партийной и профсоюзной организаций Феодосийского порта, присваивало судам имена Героев и выдающихся людей, имеющих особые заслуги перед Страной и обществом. Пименов Терентий Степанович, грузчик Феодосийского порта, участник Октябрьской революции. Погиб от рук эскадронцев при разгоне митинга солдат и рабочих города Феодосия 2 января 1918 года. Назукин Иван Андреевич, матрос ПЛ «Судак» Черноморского флота, участник Октябрьской революции, член Крымского обкома РКП(б) и первый нарком просвещения Крымской советской социалистической республики (апрель–июнь 1919г), член Феодосийского подпольного революционного комитета, арестован деникинской контразведкой и расстрелян 24 февраля 1920 года в Симферополе. Поддубный Иван Максимович, грузчик Феодосийского порта, цирковой борец, многократный чемпион мира по классической (греко-римской) борьбе, заслуженный мастер спорта СССР. Федько Иван Фёдорович, советский военачальник, активный участник становления советской власти в Феодосии. Коробков Виктор Михайлович, пионер, член городской подпольной организации, разведчик Феодосийского партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны, расстрелян фашистами 9 марта 1944 года. Голубец Иван Карпович, краснофлотец, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Подвиг совершил 25 марта 1942 года в Севастополе ценой собственной жизни, сбросив глубинные бомбы с  горящего катера, тем самым предотвратив взрыв кораблей, стоящих в бухте. Мокроус Иван Степанович, начальник дивизиона вооруженной охраны Феодосийского морского порта, командир Феодосийского партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны, Почётный гражданин города Феодосия. Айвазовский Иван Константинович, выдающийся русский художник-маринист, основатель Феодосийской картинной галереи, инициатор строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», Почетный гражданин города Феодосия. Старшинов Николай Васильевич, замполит 393-го отдельного батальона морской пехоты, участник боев на Малой Земле, участник десанта на Эльтиген (1943 год), Герой Советского Союза. Подвиг совершил в сентябре 1943 года в боях за порт и город Новороссийск. Участник боёв за освобождение Крыма и города Севастополя, Почётный гражданин города Феодосия. Первушин Алексей Николаевич, советский  военачальник, командующий 44-й армией во время  Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 года, в результате которой была освобождена Феодосия от немецко-фашистских захватчиков. Гарнаев Юрий Александрович, парашютист–испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР,  Герой Советского Союза. Звание Героя Советского Союза присвоено за испытания новой авиационной техники (вертолётов и самолётов, в том числе с вертикальным взлётом). Участвовал в тренировках первого отряда космонавтов в условиях невесомости в специально оборудованном самолёте-лаборатории ТУ-104ЛЛ, предварительно испытав этот уникальный самолёт. Юрий Гарнаев занимался отработкой конструкции посадочного лунного модуля, а также участвовал в тренировке группы космонавтов, осуществляющих подготовку для полётов на Луну. Кожухарь Иван Акимович, капитан морских судов, Ветеран Великой Отечественной войны, участник боев на Малой Земле, Почётный работник морского флота СССР (июнь 1940 г).

Работать на судах, носящих имя этих людей, вписавших славные страницы в историю порта и города Феодосия, было не только престижно, но и почётно. Жители и гости города и сегодня вспоминают незабываемые поездки на пассажирских теплоходах на «Золотой пляж», на часовые прогулки по Феодосийскому заливу; экскурсии к визитной карточке заповедника Кара-Даг «Золотым воротам», экскурсии в Новый Свет, Судак, Ялту и Никитский ботанический сад. К сожалению, жизнь этой прославленной пассажирской эскадры сложилась так, что в настоящее время в Феодосийском порту осталось только три теплохода: «Иван Голубец», «Юрий Гарнаев» и «Иван Кожухарь». Часть судов была списана, часть была передана с баланса на баланс Ялтинскому морскому торговому порту («Коктебель», «А.Перкушин», «Н.Старшинов») согласно приказу Министерства транспорта Украины в сентябре 2000 года; некоторые суда были проданы в Грецию... Последние несколько лет, из-за экономических санкций к морским портам Крыма, Феодосийский порт, переживая не самые лучшие времена, практически прекратил перевозку пассажиров на местных линиях и вынужден был провести консервацию пассажирских судов и их подъём на «стенку».

Особое место в истории Феодосийского морского порта занимает Иван Акимович Кожухарь, Ветеран Великой Отечественной войны, отдавший службе на судах морского флота 55 лет своей жизни, в том числе 17 лет в Феодосийском морском торговом порту.   Родился Иван Акимович 12 февраля 1906 года в Керчи. В 15 лет связал свою судьбу с морем, став матросом судов технического флота. Затем была учёба на курсах штурманов судов малого плавания, учёба в Ростовском мореходном училище. В 1928 году, после окончания мореходного училища (в 22 года), он был назначен капитаном грунтовозной шаланды «Кубань» Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД СССР. До войны участвовал в строительстве причалов морских портов Черноморского и Азовского морей. Начало войны застало экипаж «Кубани» в Николаевском морском порту. Здесь экипаж в полном составе был призван в Военно-морской флот, при этом капитану судна было присвоено воинское звание «младший лейтенант». В самое короткое время на судне было установлено несколько орудий и пулемётов и с 12 июля 1941 года судно вошло в состав Черноморского флота (ЧФ) в качестве сторожевого корабля (СКР) «Кубань» (Авт. - СКР «Кубань» в 1943 году после ремонта был переклассифицирован в канонерскую лодку (КЛ) «Кубань» и 25 июня 1943 года встал в строй боевых кораблей ЧФ). Так начались боевые дороги Ивана Акимовича. В первые месяцы войны экипажу приходилось выполнять различные задания командования, в том числе и нанесение артиллерийских ударов по береговым объектам, живой силе и боевой технике противника в районе Одессы (август-сентябрь 1941г). Входил в состав арьергарда (войска прикрытия) при эвакуации воинских частей и соединений Красной Армии из Одессы в середине октября 1941 года. Вот что записано в одном из представлений к награждению И. А. Кожухаря боевым орденом. «Будучи командиром КЛ «Кубань» отработал офицерский и рядовой состав из запасников в боевой коллектив. Командуя кораблём выполнил 131 боевое задание, проведено 14 раз обстрел берегов противника, при этом уничтожено несколько батарей противника, эшелон груза, склад боезапаса. Руководил проводом дока в качестве командира экспедиции из Севастополя в Керчь и ряд других важных заданий. Кораблём сбито 3 и повреждено 2 немецких самолёта. Отражено свыше 200 атак самолётов противника, корабль не имел повреждений. Корабль прошел 27898 миль, аварий, потерь и повреждений не имел. Оказана помощь и отбуксировано 19 кораблей. В боях бесстрашен и мужественный…». Приказом командующего Черноморским флотом от 23 февраля 1943 года №7с старший лейтенант Кожухарь Иван Акимович награждён Орденом «Красное Знамя».                                                       

В декабре 1941 года была Ставкой верховного главнокомандования ВС СССР была  проведена Керченско-Феодосийская десантная операция, которая вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из первых и значительных десантных операций советских Вооружённых Сил. Основной десант с  Тамани начал высаживаться на нескольких участках побережья Керченского полуострова 26 декабря 1941 года. Десант из Новороссийска высадился в порту Феодосии ночью 29 декабря 1941 года, в результате чего была освобождена Феодосия.  Войсковая операция была не просто одной из крупных по своим масштабам, по своему характеру и значению, она не имела прецедента в истории военно-морского искусства. Керченско-Феодосийская десантная операция планировалась как составная часть общего контрнаступления Красной Армии в зимней кампании 1941-1942 годов. Цели её были следующие: оттянуть силы врага от Севастополя, облегчить тем самым положение Севастопольского оборонительного района; сорвать наступление вражеских войск на Кубань и Кавказ через Керченский полуостров; разгромить керченскую группировку немецких войск, затем освободить Крымский полуостров. Керченско-Феодосийская десантная операция позволила советским войскам овладеть плацдармом на Керченском полуострове, где был развёрнут новый, Крымский фронт. На оказание помощи ему и были сосредоточены дальнейшие усилия транспортного флота и судов сопровождения. В начале марта 1942 года на Керченском полуострове началась весенняя распутица, что привело к затруднению перевозки средств боепитания  войскам, ведущих боевые действия в глубине полуострова. Чтобы поправить положение Военный совет Крымского фронта принял решение задействовать для этих целей сохранившийся железнодорожный путь на участке Керчь - Владиславовка. Но оказалось, что практически отсутствует локомотивный  парк, а сохранившегося парка вагонов недостаточно для обеспечения перевозок боеприпасов, техники и провианта. Поэтому, руководству Черноморско-Азовского бассейнового управления была поставлена задача, доставить в Керчь дополнительный подвижной состав и паровозы с побережья Кавказа. Задача оказалась не из лёгких, т.к. ни соответствующих судов, ни кранов для погрузки и выгрузки паровозов и вагонов не было. Выход из положения был найден, т.к. определённый опыт транспортировки паровозов и вагонов с использованием плавучих доков был получен осенью 1941 года, когда  такие перевозки осуществлялись из Одессы в Николаев и другие порты. Решили воспользоваться выведенным из Одессы плавучим доком, грузоподъёмностью 4000 тонн (капитан В.Кордис). На палубу дока уложили три линии рельсовых путей по которым погрузили 10 паровозов (паровозы находились «под парами», т.е. кочегары обеспечивали работу паровых котлов), 26 шестидесятитонных вагонов и 9 нефтецистерн. Вагоны заполнили военными материалами и железнодорожным оборудованием. На борту дока были установлены шесть 45-миллиметровых пушек, два четырёхствольных и два обычных пулемёта, которые обслуживали 35 военных моряков. Вместе с подвижным составом на доке в Керчь отправились локомотивные и поездные бригады (60 человек), а также 15 человек строительного батальона. Для буксировки и сопровождения плавучего дока были выделены ледокол «Торос» (капитан И.К.Омельянов), буксиры «Перванш», «СП-15», канонерская лодка «Кубань» (командир И.А.Кожухарь), базовый тральщик и сторожевые катера. Возглавлял конвой командир КЛ «Кубань», старший лейтенант И.А. Кожухарь. Выбор командования относительно кандидатуры И.А.Кожухаря был не случаен, ибо в начале февраля 1942 года канонерские лодки «Красный Аджаристан» и «Кубань» были привлечены к перевозке для Крымского фронта танков из порта Новороссийск в порт Камыш-Бурун (г.Керчь). Судоремонтники Новороссийска установили на кораблях дополнительные подпалубные крепления, что позволяло обеспечивать погрузку и выгрузку танков своим ходом. КЛ «Кубань» дополнительно должна была буксировать и баржу, загруженную танками. Подготовка операции прошла успешно, все танки были погружены, но в последний момент пришлось отказаться от буксировки баржи, т.к. на КЛ «Красный Аджаристан» вышли из строя котлы и буксировать корабль было поручено КЛ «Кубань». На рассвете 4 февраля корабли подошли к скованному льдом Керченскому проливу. Командир отряда кораблей не решился форсировать пролив в светлое время, опасаясь налёта вражеской авиации. И она не заставила себя долго ждать. Четыре бомбардировщика готовились лечь на боевой курс, но «Красный Аджаристан», хотя и находился на буксире, сумел развернуться так, что можно было ввести в бой все зенитные средства. Тем временем подоспели истребители Черноморского флота, гитлеровские лётчики отказались от атаки и поспешили ретироваться. Корабли вошли в лёд и под прикрытием своих самолётов благополучно достигли порта Камыш-Бурун. Танки своим ходом сошли на берег. Задание было выполнено.

Поздно вечером 9 марта 1942 года конвой вышел из Новороссийского порта. Но караван не пошел сразу в Керчь. Как рассказывал сам Иван Акимович, чтобы запутать неприятеля был взят курс на Туапсе, а часть судов прикрытия легла курсом на Поти. Утром появился фашистский самолёт-разведчик, который долго кружил над караваном. Убедившись, куда идут суда, самолёт улетел. Корабли каравана шли малым ходом и как только стемнело, караван развернулся и лёг курсом на Керчь. Вскоре его догнали суда сопровождения. Ночное плавание прошло без особых тревог, но с рассветом начались атаки фашистских бомбардировщиков. Фашистские самолёты сбрасывали десятки тонн авиабомб на караван. Командиру конвоя И.А.Кожухарю то и дело приходилось менять курс и скорость движения судов, выполнять другие манёвры, чтобы избежать попадания бомб. Надёжного прикрытия с неба караван не получил, поэтому весь день был вынужден отбиваться самостоятельно. Это было испытание на прочность не только кораблей, но и моряков, и краснофлотцев кораблей сопровождения. В 3 часа ночи 11 марта конвой, преодолев 90 трудных миль, вошел в Керченский порт и док был пришвартован к причалу завода имени Войкова. К подходу дока керченские путейцы проложили рельсы от железной дороги до причала. После постановки дока к причалу путейцы состыковали рельсы плавдока с рельсами железнодорожных путей причала (на 6 часов раньше положенного срока) и по ним скатили паровозы и вагоны на берег. Через два часа железнодорожный эшелон с вооружением, боеприпасами и стрелковыми частями направился из Керчи к линии фронта. На рассвете немецкая авиация возобновила налёты на конвой, возвращавшийся в Новороссийск. Атаки следовали одна за одной в течение всего светлого времени. Только с 12 до 16 часов 12 марта зенитчики конвоя и истребители прикрытия 18 раз вступали в бой. Был сбит один немецкий торпедоносец, а другой, подожженный, ушел на снижение к берегу. По приходу в Новороссийск экипаж плавучего дока и экипаж ледокола «Торос» получили телеграмму от Наркома морского флота П.П.Ширшова, в которой отмечалась их доблесть, проявленная при выполнении очень важного и трудного задания. Там были и такие слова: «Вашей работой будут гордиться моряки всего Черноморского бассейна!». Эти слова были адресованы и краснофлотцам - членам экипажей кораблей сопровождения Черноморского флота и командиру конвоя Ивану Акимовичу Кожухарю.

После этого у славного моряка и его экипажа было ещё много трудных военных дорог и походов. Особенно трудным был период начала 1943 года. В районе Новороссийска 4 февраля 1943 года в жестоком бою десант из 275 солдат и моряков под командованием майора Цезаря Куникова отвоевал у сильно превосходящего по численности врага пятачок земли, на который в последствии высадились основные силы десанта (порядка 17 тысяч человек). Освободив к 10 февраля населенные пункты Алексина, Мысхако и 14 южных кварталов Новороссийска, плацдарм был расширен до 30 кв. километров. Этот плацдарм получил название «Малая земля». В течение 225 дней (7 месяцев !) советские войска героически обороняли «Малую землю», отражая атаки крупных сил пехоты и танков немецкой армии, отстаивали плацдарм, который сыграл огромную роль при освобождении города Новороссийск и Таманского полуострова от немецко-фашистских захватчиков. Иван Акимович Кожухарь, в связи с тем, что КЛ «Кубань» находилась в ремонте, был назначен командиром тральщика Т-511 (канонерская лодка «Червонный казак», переоборудованная в июне 1941 года в тральщик) и обеспечивал доставку на «Малую землю» боезапаса, продовольствия, личного состава, вывозил раненых. В этот период Иван Акимович вступил в ряды ВКП(б). 26 марта 1943 года, приняв раненых, «Червонный казак» шел курсом на Геленджик. Не пройдя и мили, корабль подорвался на мине и начал тонуть. Экипаж боролся за живучесть корабля, спасал раненых. И.А.Кожухаря, который последний покинул борт тонущего корабля, подобрали в воде моряки морского охотника МО-014, подоспевшего вовремя к месту бедствия. Экипаж МО-014 доставил раненых, членов экипажа КЛ «Червонный казак» и капитана в госпиталь  Геленджика, где они лечились несколько месяцев.  После выздоровления Иван Акимович снова поднялся на капитанский мостик КЛ «Кубань».

И снова были морские походы и бои. Вот что написал командир ОДКЛ ЧФ, капитан 2 ранга Катунцевский в Наградном листе  на ст.лейтенанта И.А.Кожухаря, представляя его к награждению боевым орденом. «Будучи командиром КЛ «Кубань» обеспечил доставку фронту 5060 тонн боезапаса, продовольствия и других грузов. Переброшено десанта 10500 человек. Огнём орудий обеспечивал высадку десанта. В боях бесстрашен и мужественный. Будучи временно назначен командиром ТЩ «Червонный казак» благополучно несколько раз доставил грузы, боезапас и технику на «Мысхако», при взрыве на магнитной мине показал исключительное хладнокровие, умение при спасении корабля и личного состава».

Приказом командующего Черноморским флотом от 23 апреля 1944 года №44с старший лейтенант Кожухарь Иван Акимович награждён Орденом Отечественной войны 1степени.                                                      

В ноябре 1944 года  И.А.Кожухарь по приказу передал КЛ «Кубань» другому капитану, а сам был направлен в Румынию, где принял отряд боевых кораблей Дунайской флотилии («Ангара», Аракс«, «Ахтуба»). В Румынии встретил День Победы. В годы войны Иван Акимович был также награждён орденом «Красная звезда», Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями. Но с военно-морским флотом судьба связала Ивана Акимовича на долгие годы, т.к. он остался служить на флоте. В 1953 году, уже в мирное время,  за выполнение особо важного задания был награждён вторым орденом «Красная звезда». В запас ушел в звании капитан-лейтенанта в августе 1959 года. В этот же год был принят в Феодосийский порт на должность старшего помощника капитана теплохода «Ильичевск». С мая 1960 года – капитан этого теплохода. Затем многие годы работал капитаном сухогруза «Седанка», возил грузы в Ялтинский порт. С апреля 1965 года по август 1976 года, т.е. более 12 лет, работал в составе экипажа морского буксира «Энтузиаст» (капитаном до 1969 года, затем сменным помощником капитана), отдав морю 55 лет своей трудовой биографии.

Не  могу  не  отметить  и  такой  факт.  7  мая  2007  года  в  канун  62-й  годовщины Дня  Победы  в  Феодосии  в  сквере  по  улице  Горького  неподалеку  от  Клуба  порта  была  открыта  Аллея Славы. Этому  событию  предшествовал  акт  вандализма, осуществленный  в  2003  году  неизвестными  лицами  к  бюстам  Героев–краснофлотцев, которые  были  установлены  в  Морском  саду. Мы,  депутаты–коммунисты  IV созыва, неоднократно поднимали вопрос восстановления памятников, пока на  одной  из  сессий  горсовета городской  голова  Шайдеров В.А.  не  заверил  депутатов, что  бюсты  будут  восстановлены. Собравшиеся на торжественную церемонию Ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, народный депутат Украины Леонид Иванович Грач, депутаты Верховной Рады Автономной республики Крым, депутаты Феодосийского горсовета, представители горсовета и общественности города Феодосия, отдавая дань уважения  людям, которые  освобождали  Родину  от  фашистской нечисти,  тепло  приветствовали Героев Советского Союза Александра Васильевича Преснякова и Алексея  Константиновича  Габрусева,  которых  единственных  увековечили  в  красном граните еще  при  жизни. Феодосийские портовики были  горды  тем, что  на  Аллее  Славы  был  установлен  бюст  прославленного  боевого  капитана  Кожухаря  Ивана  Акимовича. Память  жива, а  значит  продолжается  связь  поколений.  Если  говорить  о  памяти, то следует вернуться на один год назад. Дело в том, что годом раньше, 12  февраля 2006 года, коллектив Феодосийского морского торгового порта и общественность города отметили знаменательную дату – 100-летие со дня рождение Кожухаря Ивана Акимовича. Ещё в юношеские годы (в 1973 году) мне довелось познакомиться с Иваном Акимовичем и постоянно контактировать с ним вплоть до его ухода на пенсию в 1976 году. В тот период я был избран неосвобождённым секретарем комитета комсомола порта, поэтому часто бывал на судах портофлота, Иван Акимович притягивал к себе какой-то неуловимой энергией, был интересным собеседником и воспитателем. Всегда с готовностью откликался на просьбы комитета комсомола порта принять участие в том или ином мероприятии, особенно патриотической направленности, т.к. понимал, что молодежи следует передавать тот богатый опыт, который он получил и в годы Великой Отечественной войны, и в годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства (в том числе и флота, и портов), и в годы мирного созидания. Через его руки прошло много молодежи и, я думаю, его уроки они запомнили на всю жизнь. Комсомольцы конца шестидесятых и семидесятых годов ХХ века, которые осваивали азы морских профессий под началом Ивана Акимовича, работая на м/б «Энтузиаст» и на других судах портофлота, и сегодня продолжают трудиться в порту и с почтением вспоминают об этом замечательном человеке. Всю свою жизнь Иван Акимович посвятил служению своей социалистической Родине, своему народу и морю, с честью прошёл через горнило самой жестокой из войн, которые знало человечество, от первого и до последнего дня, продолжил службу на судах ВМФ СССР в послевоенный период, оберегая мирный созидательный труд советского народа. Мы помнили и будем помнить имя  Ивана Акимовича Кожухаря. Человека, любившего жизнь и отдавшего много своих сил ради того, чтобы наша жизнь была мирной и счастливой. Любившего море и отдавшего ему 55 лет своей яркой жизни. Иван Акимович остался в коллективе порта добрыми делами и трудовыми свершениями. И мы гордимся тем, что его имя заслуженно носит белоснежный пассажирский лайнер и вахта Ивана Кожухаря продолжается.

 


Виктор Лукашевич, 
ветеран труда Феодосийского морского торгового порта

 

Архив