Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Спасти Пушкина, вернуть его народу

Поделится:
12:09 01 Февраля 2018 г. 669

Печально и тревожно наблюдать, с какой настырной, наглой силой замалчивается революционное, свободолюбивое слово и наследие Великого поэта.

Гражданам России и подрастающему поколению в основном преподносят сказки, стихи о природе, романсы на стихи Пушкина, песнопения, духовную музыку, зажжённые свечи вокруг имени поэта, но ни слова о том, что он беспощадно критиковал прогнивший самодержавно-крепостнический строй, что всю свою недолгую жизнь боролся с великосветским обществом, с дворянской реакцией за счастливое будущее страны и несчастных рабов. Он и пал жертвой этой борьбы.
Пушкин жил и творил в эпоху царствования Александра I и Николая I. Пушкин не был придворным, льстивым, лицемерным поэтом. Его неподкупный голос звучал:
...Учася лишь свободу славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
 Стыдливой музою моей.

Этот неподкупный голос Пушкина разумно было бы позаимствовать сегодняшним журналистам.
В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814) затронуто всё живое для русского сердца. 15-летний поэт-лицеист воспел патриотический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны,
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем возжены.
Победа России над иностранными полчищами, героизм народных масс вызвал в душе поэта глубокий подъём.
 «Лицинию» (1815) – выступление против Александра I и его ближайшего сподвижника Аракчеева. В этом стихотворении Пушкин писал:
«Я рабство ненавижу...
В сатире праведной порок изображу 
И нравы сих веков потомству обнажу».

Ода «Вольность» (1817) направлена против тиранов мира, которые поставили себя выше закона. Она направлена в защиту политической свободы и призывает к восстанию.
Увы! Куда не брошу взор,– 
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор, 
Неволи немощные слёзы;
Везде неправедная власть.
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы! 
Самовластительный злодей,
Тебя,твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей 
С жестокой радостию вижу.

Стихотворение  «К Чаадаеву» (1818) пронизано духом гражданского служения своей Отчизне и своему народу, решительным протестом против самодержавия и верой в неизбежность его падения:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья 
Напишут наши имена

В «Сказках» (1818) высмеивается Александр I, который публично обещал улучшить жизнь народа.
«О радуйся, народ, я сыт, здоров и тучен:
Меня газетчик прославлял:
Я пил, и ел, и обещал – 
И делом не замучен.
И людям все права людей,
По царской милости моей 
Отдам из доброй воли».

В стихотворении «Деревня» (1819) голос поэта гневно негодует, обличая «невежества губительный позор» и насилие бар над крепостными крестьянами:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый 
И рабство, падшее по манию царя,
И над Отечеством свободы просвещённой
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Пушкину не пришлось видеть страну, о которой он мечтал. Но мы, советские люди, видели этот неугнетённый народ после Великой Октябрьской Социалистической революции, который получил право работать, бесплатно учиться, лечиться и получать жилье. 
Над нашей страной - Союзом Советских Социалистических Республик в 1917 году взошла «звезда пленительного счастья» и наступила «прекрасная заря».
Но предатели, государственные преступники: горбачисты, ельцинисты, путинисты, единороссы, подлая «жириновщина» лишили советских людей счастливой жизни.
Стихотворение «Кинжал» (1821) является животрепещущим и будоражащим сердца до сих пор. Пушкин обращается к неодушевлённому предмету как защитнику свободы, который накажет там, где «дремлет меч закона».
Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании.
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров.

Во дворе дома, где жил поэт, находился прикованный цепью орёл. Глядя на него, Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой, посаженной на цепь гордой птицы. Страстный, волнующий призыв вырваться на волю пронизывает стихотворение  «Узник» (1822):
«Зовёт меня взглядом и криком своим 
И вымолвить хочет: «Давай улетим!».

«Узник» – стремление к свободе, страстное желание, жажда её. Это не только выражение мыслей и чувств самого поэта в ссылке, но и отражение настроений передовых людей эпохи, и протеста против самодержавия, давившего всё живое, передовое.
Поэт-пророк не может быть бесстрастным наблюдателем, холодным бытописателем. Его трепетное сердце – «угль пылающий огнём»,–способно любить и ненавидеть. Поэт-пророк творит для людей, для народа, а не для избранных. Мысль о гражданственности творчества с особой поэтической силой высказана в конце стихотворения  «Пророк» (1826):
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Пушкин выражает своё уважение к революционному подвигу декабристов. Заканчивает стихотворение «В Сибирь» (1827) с твёрдой уверенностью в близком и окончательном торжестве того дела, ради которого пострадали декабристы.
Во глубине сибирских руд 
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд 
И дум высокое стремленье. 
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода 
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль о великом историческом значении  дела  декабристов, призвал их к мужественному терпению и выражал надежду на близкую революцию, которая освободит согнанных на каторгу людей.
Главная тема стихотворения «Анчар» (1828) – жестокая сила деспота, самодержавного царя. Люди равны, но условно их равенство нарушается в условиях деспотического общественного строя. Перед нами не равноправные люди, а «владыка» и «раб». Судьба раба трагична  Выполнив приказание князя, доставив яд, он, отравленный ядом, погибает. Такова смертоносная природа самовластья и самодержавия. Пушкин утверждает, что каждый тиран превращается в бич вселенной, врага всего человечества. Анчар – это образ всеобщей гибели и опустошения, образ самовластного тирана. Деспотизм ужасен и опасен не только для страны, где он господствует, но и для «соседей».
А князь тем ядом напитал 
Свои послушливые стрелы,
И с ними гибель разослал 
К соседям в чуждые пределы.

«Анчар» - одно из сильнейших политических стихотворений. Анчар - это царское самовластие.
Пушкин хлопотал об издании своего печатного органа. Одну из его задач он видел в борьбе с клеветниками России, с той частью «озлобленной Европы», которая, как отмечал поэт, «нападает покамест не оружием, но ежедневной бешеной клеветой... «Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападения иностранных газет», – писал Пушкин в стихотворении «Клеветникам России» (1831):                   
И ненавидите вы нас.
За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы 
Мы не признали наглой воли 
Того, под кем дрожали вы?

Героическое прошлое всегда живо в потомках. Воспевая победу русского народа над Наполеоном, нам кажется, что поэт воспевает и победу советского многомиллионного народа над Гитлером, а потому слова великого Пушкина написаны и для героического русского народа, победившего Наполеона, и для советского многонационального народа, победившего Гитлера.
«...в бездну повалили 
Мы тяготеющий над царствами кумир 
И нашей кровью искупили 
Европы вольность, честь и мир.

Для тупой и подлой «жириновщины», убеждающей народ, что Запад ненавидел только Советскую Россию, а царскую любил, предлагаю прочесть высказывание Наполеона: «Мы раздробим Россию на прежние удельные княжества и погрузим её обратно во тьму феодальной Московии, чтоб Европа впредь брезгливо смотрела в сторону империи».
«Жирику» надо прочитать стихотворение Пушкина «Клеветникам России»:
«О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас...
И ненавидите вы нас?»

Вот о такой любви Запада к царской России писал Пушкин.
Время не остановить. Оно идёт вперёд, а вместе с ним в ногу шагают пушкинские «витии - клеветники» всё с той же анафемой, всё с тем же проклятием в адрес уже не Советской, а буржуазной России. Они грозятся уничтожить Россию, загубить, угробить, причинить ей зло в неимоверных размерах.  Вводят разного рода санкции, стремятся изолировать от всего мира эту «пугающую их гигантскую величину со знаком минус» и сбросить её в пламенеющий костёр евроинквизиции.
За несколько месяцев до гибели перед взором поэта предстало всё: и годы ссылки, и цензоры, калечащие его произведения, и постоянная зависимость, и всегдашняя нужда, и распечатывание его писем, и вся жизнь под тайным надзором полиции и духовенства, и личный цензор Николай I.
Но Пушкин был уверен в том, что народ его любит «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1837):
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу 
И милость к падшим призывал».

Пуля убийцы прервала жизнь и благородный творческий путь того, кто на протяжении всей своей жизни клеймил российских «венценосцев» и их вельможно-попов-
скую челядь, клеймил династию Романовых, темницу гнёта и насилия, омоченную в слезах и крови бесправного народа.
«Пушкин есть явление чрезвычайное, а может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нём русская природа, русская душа, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
(Н.В. Гоголь)
 «Пушкин принадлежал к числу тех исторических гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, подготовляют будущее, и потому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему».
(В.Г Белинский) 
«Звонкая и далеко раздающаяся песнь Пушкина, – писал А.И. Герцен,–одна звучала в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху, наполняя мужественными звуками настоящее, и посылала свой голос отдалённому будущему».
Это отдалённое будущее стало настоящим для советских людей. Народ нашей страны под руководством Коммунистической партии разбил цепи рабства, уничтожил всякую эксплуатацию человека человеком и построил новое социалистическое государство. И это государство, убитое российскими фашистами, живёт в сердцах миллионов честных и порядочных людей.
А вот стоит памятник А.С. Пушкину с высеченной надписью: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Племя младое, незнакомое! К тебе обращается поэт. Читай и слушай его голос правды и направь свою жизнь на защиту униженного и обездоленного народа, на восстановление Социалистического Отечества и на защиту живого пушкинского слова.
«Живое пушкинское слово, волновавшее и звавшее за собой советских людей, может замолчать. Утвердившейся в России власти не нужны ни Пушкин, ни просвещенный народ. Пушкина – вольнодумца, Пушкина – обличителя государственного порядка школьники в Российской империи не знали.
В царской России поэт подвергался замалчиванию. После 1991 года великое наследие Пушкина подвергается забвению.
Но Пушкина не только замалчивают, – его, что ещё страшнее, опошляют. Откройте ведущие газеты в день рождения или в день памяти поэта – и вам в лучшем случае предложат либо площадные анекдоты, либо вариации на тему амурных похождений поэта и писателя.
Богатство пушкинского наследия в новой России не востребовано. Допустить это –  значит лишиться одного из столпов, на котором держится русская литература. Задача коммунистов и всех прогрессивных, думающих людей страны – спасти Пушкина, вернуть его народу».
(Сергей Кожемякин, «Правда»,  №15, 2017 г.)

А.Ф.Небога, 
советский учитель,
Красногвардейский район

Архив