Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Что приближают выборы Президента России

Поделится:
13:07 23 Ноября 2017 г. 0

Неправильно сводить предстоящие выборы Президента России к проблеме «На каком эмоциональном фоне Путин снова переизберётся во власть». Проблема грядущих выборов – это не проблема Путина, это точка слома времён, смены эпох. Разумеется, такая смена будет происходить не быстро, как бывает в революции, инертность больших социальных систем напоминает инерцию большого корабля, который не поворачивается быстро, как байдарка. Корабль разворачивается медленно, пассажиры в каютах не чувствуют этого поворота, но поворот совершается, наращивая циркуляр и сохраняя цель.
В выборах Президента России-2018 фон важнее того, что на этом фоне разворачивается. Именно из фона можно понять значение фигур и их задачи. Фон тяжёлый, потому что сошлись в одной точке многие траектории исторических потоков, и сошлись они в точке исчерпания своей динамики. Окончен цикл Ельцинского периода, хотя персоны этого периода пока в составе политической и экономической элиты. Окончен цикл поражения России в Третьей мировой войне – холодной, и начался период её реванша. Окончен цикл Вашингтонского консенсуса в мире и в России в области экономики. Окончен цикл либерального пика в идеологии глобалистского прогресса.
Уходящее прошлое изо всех сил сопротивляется и не хочет уходить. Система, приходящая на смену уходящему укладу, ещё только в стадии формирования, она не ясна и не сильна, потому в мире сложилось временное двоевластие. Ситуация, когда ни у кого нет сил для победы. Такая форма сосуществования всегда заканчивается силовым решением. Двоевластие прекращается тогда, когда одна из сторон силой устраняет другую. Иного выхода из двоевластия нет. Но баланс сил – это очень многосоставная характеристика, средний его уровень определяется расчётным путём и сохраняет умозрительность. Потому риски выхода ситуации из-под контроля чрезвычайно высоки.
На этом фоне важна адекватность политика, на чьи плечи выпадет жребий олицетворять Россию в ближайший шестилетний период. Совершенно ясно, что в экономике ещё несколько лет будет преобладать нисходящий тренд и уровень жизни населения будет падать. Быстро выйти из действующего уклада невозможно. Всё это повлечёт такие шаги власти, которые очень не понравятся народу: недавнее объявление Путиным, идущим на пост президента, о том, что в медицине народу придётся платить за ещё большее количество услуг, чем теперь, тому подтверждение. Если Путин говорит такую неприятную людям вещь накануне выборов, это значит, что дела в бюджете так плохи, что никому другому такое объявление доверять уже нельзя.
Система исчерпана и несёт риски выхода из-под контроля. На фоне демонстративного отказа Правительства наших жирных котов от возвращения денег из оффшоров риски усиления социального расслоения и протестного потенциала общества возрастают многократно. Добавьте сюда грядущие с нового года новые налоги на недвижимость, когда нищающее население должно будет платить за дачи и квартиры совершенно неподъёмные суммы, добавьте сюда изменения административного регламента ГАИ, увеличивающее по сути свободу рук гаишникам в сфере изымания денежных средств из населения под видом упорядочивания дыр в законодательстве (их упорядочивают исключительно в сторону пользы ГАИ), добавьте сюда разгорающийся пожар банковского кризиса, который власть сдерживает из последних сил и прекратит сдерживать после выборов — и вы поймёте, в какое цунами мы попадём с апреля 2018 года.
На фоне этого недовольства народа Путин, избранный Президентом, начнёт менять ключевые фигуры в элитах. 
Станет ясно, какие перегруппировки во власти нужно будет делать, а какие подождут, какую политико-экономическую стратегию выбирать России. Именно за отсутствие стратегии ругают Путина – от него требуют с этой стратегией идти на выборы. Но принимать стратегию есть смысл только тогда, когда есть ясность, имеются ли в наличии реальные политические силы для её реализации. Позволит ли политическая ситуация реализовать стратегию.
Если таких сил нет, принятие стратегий становится фикцией и деловой игрой, а не реальной политикой. Получается, мы принимаем стратегию, потом выясняем, что для неё нет кадров и политических сил, потом начинаем нажимом менять эти политические силы, потом сталкиваемся с их сопротивлением, потом попадаем в тупик конфликта, угрожающего обрушить структуру власти и управления и ищем выход из него, потом отступаем в виде компромисса ради сохранения элитного консенсуса, потом разочарованно забываем о стратегии и упрекаем власть в неумении действовать стратегически и добиваться долгосрочных целей. Всё это случается потому, что при таком подходе – план сначала, потом его реализация – мы ставим телегу впереди лошади, принимаем стратегию, для реализации которой нет условий. Путин идёт другим путём: он оценивает условия, а под них уже подбирает стратегию.
Стратегия будет не нормативной, а относительной – относительно возможности достижения целей определяются сами цели. Это исключает стратегирование как отвлечённый теоретический процесс, а превращает политику в искусство возможного. Конфликты никуда не исчезнут, а только обострятся. Да, возрастает степень неопределённости и роль политического чутья и чувствования, но именно этими качествами Путин, 17 лет реально управляющий Россией, отличается от всех мировых политиков, которые не имеют такого опыта. У них есть всё: сильная экономика, сложившиеся элиты, мощные альянсы союзников, сильные аналитики и эксперты, но во главе стоят те, кто при реальном контакте оказываются слабее, ибо не обладают нужным опытом. 
Мир входит в затяжную эпоху перемен. Старый порядок сгнил, но какое-то время он неизбежно продолжит действовать, вызывая раздражение властью и олицетворяющими её лидерами. Но новых предпосылок пока не созрело, новые фигуры не готовы и процесс их созревания идёт. Путин не может начать действовать раньше, чем они созреют. И потому мы будем пока жить в условиях недостатка денег в бюджете, ущемления благосостояния масс и мелькания на экране надоевших лиц.
Но процесс идёт. Для решающего хода ситуация пока не готова, идёт позиционная борьба за центр поля, как говорят в шахматах. Перемены в России, их глубина и радикальность обусловлены внешнеполитическим положением и потому именно в этом контексте надо рассматривать перспективы внутренних перемен. Отношения Путина с бизнес-сообществом России очень непростые и достаточно конфликтные.  Тут нет никакой взаимной любви и симпатии, только желание использовать друг друга. Интересы не совпадают. Ошибочно считать, что Путин и олигархи – близнецы-братья – с одинаковыми целями, и неясно, кто более матери-истории ценен. Неправы те, кто говорит, что «Мы говорим «олигархи» – подразумеваем «Путин», мы говорим «Путин» – подразумеваем «олигархи». Так считать могут только полные болваны, не понимающие, что такое на самом деле власть Президента как Арбитра и на чём она зиждется. Они записывают Президента в состав игроков одной из команд против других команд, в статус играющего судьи.
Такую позу на Украине сейчас занимает Порошенко, и вы видите, к чему это приводит.  Путин избегает такой роли и вовсе не в силу своего благородства, признавать или отрицать которое могут лишь досужие болтуны. Благородство в политике – козырь в рукаве, применяемый очень редко. На нём не строится повседневная линия поведения. Статус игрока вместо статуса судьи уничтожает власть Путина и делает его заложником одной из команд, что приводит к тому, что он становится ненужным ни одной команде, которые приходят к договору между собой ценой жертвы головы такого властителя. Выжить Президент может только будучи равноудалённым от всех.  Это не устраняет конфликт, но делает его управляемым. Путин старается не усиливать конфликт, но и действовать может только с попутным ветром. Этим ветром становятся агрессивные действия Запада против российских олигархов.
Результаты зачистки повлияют на перемену мотивации всего правящего класса России, частью которого является любой российский глава государства. Правящий – не от слова жрущий варенье ложками, а икру банками. Такие есть, но  они не правят, они паразитируют. От них всегда избавляются раньше или позже. Правящий – значит несущий ответственность за Россию. Безответственные будут удалены. Ответственные изменят условия. Если то, что сейчас из страны утекает, потечёт в страну, мы получим тот рост, которого ждут все граждане страны с 1991 года. Капиталисты не станут бескорыстными, как хищники не станут травоядными, но их усилия по обустройству России как единственного убежища для их капиталов приведёт к полному перерождению правящего класса и всего общества. Компрадорская сущность элиты станет синонимом самоубийства. Никакой Путин своими усилиями сделать этого не мог. Но он смог использовать ситуацию так, что, как пел Высоцкий, «Билась нечисть грудью в груди и друг друга извела.»
И это главное содержание той эпохи, что начинается с переизбрания Путина на пост Президента Российской Федерации в 2018 году.


Александр Халдей,
zavtra

 

Архив