Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Витязь на распутье

Поделится:
15:39 09 Ноября 2017 г. 665

Российская экономическая система сегодня находится точно посредине между прогрессивным, цивилизованным устройством экономики и его антиподом: экономической бойней.
С точки зрения всей цивилизации (который, кроме крайних маргиналов, веками никто и не пытался опровергать) – идеалом выступает экономическая система гарантированного жизнеобеспечения.
Власть гарантирует людям определённый набор благ, причём у этого есть две стороны: присяжная и технологическая. Власть присягает (клянётся), что будет обеспечивать человека по нормативу, и создаёт для этого технические возможности: ведь мало хотеть, нужно ещё и мощности иметь, дабы удовлетворить гарантированный спрос.
Такая власть является для населения экономически-идеальной. Она, во-первых, не хочет бросать гражданина в беде, а во-вторых, технически способна ему реально помочь. У неё есть и желание, и средства.
Нетрудно заметить, что мы описываем устоявшую и преодолевшую временные трудности снабжения советскую систему Госплана. Исторически эта система существовала очень недолго, не имела достаточного для неё уровня технических средств (например, современных компьютеров и интернета) и подвергалась извне чудовищным сотрясениям. Поэтому здания в законченном виде мы не увидели, мы наблюдали только строительную площадку со всем её строительным мусором и хламом.
Вообразите, что система Госплана существует и по сей день (или возрождена). У неё был бы совершенно другой уровень возможностей! Считают-то уже не на счётах, таблицы сводят уже не на перфокартах! Каналы связи и обратной связи на порядок более быстрые и совершенные! Исходя из этого я и вижу идеальную экономику.
На основе всех современных технических средств человек формирует заказ. Ему не нужно стоять в очереди за колбасой – он просто написал за месяц вперёд, сколько колбасы ему нужно, и ему в положенный срок доставили, либо в пункт получения, либо на дом.
Эта система совершенствует производство, поскольку оно избавляется от нехваток – и в то же время от экологически обременительных излишков, попросту сгнивающих без употребления.
Но эта система совершенствует и человека, развивает его интеллект и ответственность. Человек учится планировать на длительное время, и через это развивается его ум, человек становится менее эмоциональным и более рациональным, у него всё меньше внезапных нелепых капризов, а каждое решение – хорошо продумано.
Ведь человек и стал-то человеком, когда попытался в первый раз планировать своё будущее, а не просто плыть по течению случайных событий…
Именной плановый заказ оптимизирует производство, защищает экологию, минимизирует отпускную цену, минимизирует число спекулятивных посредников, и, помимо всего прочего, способствует умственному и нравственному развитию потребителя.
Когда покупки планируешь на год вперёд – приходится думать гораздо интенсивнее, чем во время безмозглого сиюминутного «шоппинга».
Экономический либерализм можно выстроить из нашей картины «от противного». То есть, если всё перевернуть на 180°. Никто ничего не планирует, все живут (или не живут) – на «авось», как получится. Власть послала сограждан на три буквы, или, иначе говоря, «дала им свободу»: делайте, что хотите, ко мне не приставайте! Производители мечутся, пытаясь обмануть потребителей. Потребители мечутся, пытаясь обмануть производителей. В итоге все обманывают всех и уровень жизни неуклонно снижается…
Про экологию болтают, но так как она общая проблема, а у каждого – свои проблемы, то это «разговоры в пользу бедных». Реально экологией никто не заморачивается  пока мафии не нужно задушить конкурента под экологическим предлогом. Стоимость красочных упаковок – то есть сразу для помойки произведённого продукта – составляет до 40% стоимости товара.
Интеллектуальное развитие человека подменяется его «свободой самовыражения». Вместо того, чтобы учиться считать и познавать мир – человек учится только качать права и заедать ближних.
В итоге, естественно, производство то производит слишком мало товаров, то наоборот, слишком много. В одном случае очень плохо потребителю, в другом – очень плохо производителю. Поскольку большинство людей и покупатели, и производители, то им плохо всё время.
Наступает время карнавала смерти…
«Карнавал смерти» – законченная форма либерального уклада, в котором праздник успеха и похороны неудачников совмещаются в одно мероприятие. Кто-то выиграл, сорвал куш и пирует, орёт от радости. И тем заглушает вопли о помощи того, кого в это же самое время душат, убивают…
Между двумя полюсами – миром рацио и миром окончательной зоологии, расположился современный российский экономический уклад. Он, что называется, «ни туда, ни сюда». 
Чтобы это понять, вообразите бытовую ситуацию: к вам на порог приполз умирающий от голода нищий. Вы, как добрый человек, помогли ему, покормили. Потом и на второй день, и на третий… Нищий привык у вас столоваться. А потом вдруг выходит закон, по которому вы теперь ОБЯЗАНЫ его кормить! Ничего себе поворот?
Вы как бы снизошли к неудачнику, от доброты сердца ему помогли, и даже неоднократно, – а теперь на вас его повесили, как обязаловку!
Любому такое было бы обидно. И власти (её персоналиям) тоже обидно. Одно дело – швырнуть милостыню, когда есть и возможности, и настроение. Совершенно другое – принять на себя уже не право, а обязанность кормить и содержать тех нищих, которым ранее добровольно подавал, если хотелось…
Кремль не хочет карнавала смерти на костях страны и народа, но он не хочет и принудиловки в деле обеспечения народа.
В 1980 году средняя зарплата составляла, если говорить о натуральных, устойчивых, сопоставимых величинах ( в кг), 1084 кг картофеля. В 1983 году – 1144 кг. В 1988 году – 1250 кг.
В лучшем из путинских годов, 2008 – превысив более чем в три раза уровень 90-х годов, средний заработок в реальных величинах составил 1036 кг картофеля. Потом пошло на спад, 2009 – 849 кг, 2010 – 718 кг… В общем и целом, потребление в РФ с 2008 года сократилось более чем на 14%. Сокращается оно с уровня, составляющего меньшую величину, чем в 80-х годах прошлого века(!).
Но дело же не только в натуральных величинах. Как мы видим из статистики, да и просто помним, – в советское время средняя зарплата постоянно росла. За это Советскую власть никто не хвалил, и даже наоборот: ругали, что медленно. Исходили из того, что такой рост – обязанность, вменённая власти. Это не то, что она такая добрая – нам дарит от души. Она всего лишь выполняет свою функцию…
Что касается власти постсоветской, после «великой криминальной революции», – то она сделала заботу о населении для себя добровольной. Не то, чтобы она злая, – когда может, подкидывает деньжат… С 1999 по 2014 гг. Путину удалось увеличить потребление почти в три раза (плюс 197%). Но рост-то шёл тогда от концлагерной ельцинской пайки!
Для сравнения: за вторую половину правления Л.Брежнева, длившуюся 8 лет (1974-1982 гг.) и вошедшую в историю страны как эпоха застоя, ВВП СССР увеличивался на 1,6 % в среднем в год. Это воспринималось современниками (нами?) как черепаший шаг! Это заставляло ругаться и проклинать…
Потому что обеспечить рост – для старой власти это было обязанностью, а для дегенеративного постсоветского устройства – лишь правом. Хочу и могу – повышаю уровень жизни (я же добрый!). А надоело возиться – могу и снизить, и всем пофиг…
Безусловно, вместе с крахом СССР мы имеем чудовищный общецивилизационный провал, который нельзя измерить ТОЛЬКО килограммами реальных величин.
Да, факт: в 1988 году средний человек зарабатывал 1250 кг картофеля, в 2010 – 718 кг. Конечно результат (-532 кг) в пользу прошлого (!) века впечатляет. Ведь новый век всегда имеет фору по сравнению с предыдущим, значительную фору! Проиграть прошлому веку – само по себе нонсенс, а уж тем более с таким разгромным счётом, доказывая, что четверть века росли наоборот, вниз…
Но, однако, выплывает нечто более важное, чем просто минус килограммы реального, товарного веса заработка. Всплывает принципиальное изменение отношения власти к снабжению населения. Изменилось и отношение власти к платежу: власть перестала считать даже этот, сниженный, платёж – обязательным и сделала его добровольным. Могу, хочу – плачу. Надоело обеспечивать рост – бросила. И никто мне не указ…
Понятно, почему такой подход очень удобен власти, и признаётся ими куда лучше брежневского. Но понятно и другое: почему такой подход антицивилизационен, почему он влачит всех нас из модерна в архаику…
С одной стороны, мы, пережившие карнавал смерти в 90-е, всеми силами приветствуем эпоху патерналистской благотворительности. С другой стороны, мы, как представители человеческой цивилизации, насчитывающей более 5 тыс. лет, подчеркиваем, что конечный пункт добровольной нравственности – принудительный закон.
Всякая нравственная норма развивается через три стадии:
1. Стадия дикости. Нравственная норма вообще отсутствует (как при Ельцине).
2. Нравственная норма возникает как добровольный выбор некоторых добродетельных людей.
3. Нравственная норма становится консенсусом подавляющего большинства и принимает форму закона с принудительным механизмом.
На добровольной благотворительности ничего закончиться не может (хотя благотворителям хотелось бы, чтобы всё на ней и закончилось).
Человечество уже один раз проходило это, что сорвал ад ельцинизма: добровольность поддержания нищих со второй половины ХХ века во всех странах мира стала законом и обязанностью для богатых и власть имеющих. Есть ли иной путь?
Есть: в первобытную саванну, к хищному зверью. Нравственная норма не может остаться произвольным поступком. Или она движется в сторону законодательного закрепления, или она движется в обратную сторону, к полной отмене.
Если мы не движемся в векторе цивилизации, – мы неизбежно начинаем откат обратно в дикость. Весь постсоветский период есть колоссальный откат в варварство, где-то средневековое, где-то и первобытное. Необходимо вооружиться ОТЦ и стать ВНУТРЕННЕ цивилизованным человеком. Выделить в себе зверя, а затем локализовать его в клетку, как делали десятки колен наших предков. Перестать холить этого зверя и потакать ему!
Это трудно, но не невозможно. А главное – в рамках общечеловеческой цивилизации этому нет никакой альтернативы.
Либералы – не просто клоуны и бестолочи. Они воплощение Зверя с большой буквы, который считает всё, что было с начала государственности (и появления государственного регулирования, государственной цензуры) – ошибкой.
Если мы уступим этому зверю, – то он всех нас сожрёт. Это нужно помнить, как «Отче наш»…

А. Леонидов

Архив