Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Памятник членам правительства Советской Социалистической Республики Тавриды

Поделится:
16:43 19 Января 2017 г. 1395

 

Kk5QU5Ef4Uc.jpg

В Алуште, в братской могиле близ моря, погребены расстрелянные 24 апреля 1918 г. белогвардейцами и татарскими буржуазными националистами красные комиссары — члены ЦИКа Советов и Совнаркома Республики Тавриды, Севастопольского и Алуштинского Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На братской могиле установлен обелиск. Открыт 6 ноября 1940 года.

…В первый вечер пребывания в Алуште увидел памятник, на вершине которого в сумраке горела красная звезда. Я сначала было подумал, что это памятник, посвященный победе в Великой Отечественной войне, но, вчитавшись в текст мемориальных досок, понял свою ошибку. Это оказалась братская могила членов Совнаркома и других деятелей Советской Социалистической Республики Тавриды, убитых 24 апреля 1918 года, и памятник первому правительству Республики Таврида над ней. Памятник был установлен в ноябре 1940 года и, что удивительно, не очень пострадал во время немецкой оккупации в 1941-1944 годах. А рядом с памятником захоронены партизаны и воины, погибшие при освобождении Алушты в 1944 году, в том числе сын одного из похороненных в 1918 году – Н.Т. Багликов.

Вопрос с установкой памятника решался долго, но даже после решения о строительстве памятника в 1933 году, прошло более семи лет, прежде чем памятник был установлен.

Памятник был воздвигнут по проекту архитекторов К.Ф.Галеева и Якуба Усеинова (1895 –1967), выбранного из более чем 50 предложенных.

О К.Ф. Галееве информации не нашел, а Якуб Усеинов в 1941 году ушел добровольцем на фронт, семья его эвакуировалась в Москву. На родину он больше не вернулся, приезжая лишь погостить. Дослужился до звания капитана и должности командира саперного батальона. Был комиссован после ранения при форсировании Дуная. В 1946 году перехал на постоянное место жительства в Пензу, где был назначен главным архитектором города.

Что делали члены правительства в провинциальной Алуште?

19 марта 1918 года была провозглашена Советская Социалистическая Республика Тавриды – советская республика в составе РСФСР. Она была провозглашена не на всей территории Таврической губернии, а только на территории Крыма, т.е. без Северной Таврии.

18 апреля 1918 года немецкие войска начали наступление на Крым. К шести часам вечера были преодолены укрепления на Перекопе, захвачен перешеек и начато движение на Симферополь.

Начались разброд и шатания, часть руководства было эвакуировано в Ялту. Оттуда планировалось через Алушту доехать до Керчи и эвакуироваться в Новороссийск. С собой у правительства были документы Совнаркома и ЦИК, печати, бланки, ценности. Министр финансов, бывший матрос Алексей Коляденко созвонился 20 апреля с начальником милиции Алушты, левым эсером Беловым, который заверил, что в Алуште все спокойно. В это время в Алуште было совсем не спокойно. Начался татарский контрреволюционный мятеж, был разогнан городской Совет, арестованы член Алуштинского ревкома Т.Г. Багликов вместе с красногвардейцами И. Жилинским и С. Кулешовым. Была подготовлена засада возле селения Биюк-Ламбат (ныне Малый Маяк). Ничего не подозревающие члены правительства выехали на трех машинах из Ялты в Алушту и попали в засаду. Избитых, их увезли в Алушту, где издевательства продолжались с 21 по 23 апреля.

На выручку членов правительства был отправлен эсминец с несколькими отрядами десантников. Но было поздно, помощь вовремя не успела. В 2 часа ночи 24 апреля были расстреляны руководители республики Тарвацкий, Слуцкий, Новосельский и Коляденко, затем остальные заключенные. Когда расстреливали вторую партию заключенных, эсминец вел стрельбу по Алуште. Чудом спаслись двое: заместитель председателя ЦИК Республики Тавриды И.Н. Семенов и нарком земледелия

С.С. Акимочкин. Над Акимочкиным издевались больше всех, не нравились бандитам его кожанка и тельняшка, набивали ему рот землей – раз нарком земледелия, то должен ее жрать по их изуверскому разумению. Акимочкин умер через четыре с половиной месяца после издевательств. Семенова расстреляли и даже штыком добили, но, видимо, очень торопились. Он смог добраться до уже освобожденной Алушты и показать место расстрела. Так появилась могила недалеко от набережной. Сам же Семенов дожил до 1936 года.

В.Титов,

17.01.2017.

 

 

Архив