Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Бюджет Республики Крым в 2015 году

Поделится:
14:55 31 Июля 2015 г. 2858

Пребывание Автономной Республики Крым в течение 23-х лет в составе Украины привело в тупик весь процесс формирования ежегодного бюджета Республики. Игнорирование   конституционных полномочий АРК со стороны властей Украины по формированию доходной и расходной частей бюджета   способствовало усугублению   социально-экономической ситуации в   Крыму   до резкого непринятия   всех действий украинской власти в сложившейся политической ситуации, вызвав крайне негативное отношение крымчан к действиям   украинской власти. 

Референдум 16 марта 2014 года дал ответ, с кем хотят быть крымчане.    Крым вернулся в Россию и стал её частью, как историческая принадлежность. Первое и единственно выверенное решение властей России было дать почувствовать крымчанам, что Россия понимает и благодарит народ, проживающий в Крыму, за этот исторический подвиг на референдуме. И первый шаг – увеличение доходной части крымского бюджета за счет беспрецедентного наполнения и формирования бюджета Республики Крым   финансовой помощью в виде субвенций и трансфертов. Принятый Госсоветом Крыма бюджет Республики на 2015 год составил 62 млрд. руб. В соответствии с принятым законом, собственные неналоговые и налоговые доходы Республики Крым в 2015 году составят 15,824 млрд. руб., а безвозмездные поступления из Российского Федерального бюджета – 47,061 млрд. руб., или 75% доходной части бюджета. Руководство Республики признает, что… «Крым продолжает оставаться глубоко дотационным регионом: из запланированных в бюджете 62 млрд. руб. Республика зарабатывает лишь 15 млрд. руб.». И такая тенденция на ближайшие три года будет сохраняться. Резкое повышение доходной части за счет собственных поступлений в бюджет Крыма не планируется и не предвидится. Можно управлять Крымом не напрягаясь, получая финансовую помощь из Федерального бюджета, на что и направляются все декларативные посылы от власть имущих. И это есть печальное наследие бездарного управления социально-экономической политикой Украины по отношению к Крыму, а также рабской, потребительской психологией и соглашательством крымских руководителей и длительно властвующей в Крыму Партии регионов на игнорирование положений Конституции АРК со стороны Украины, в том числе и в части бюджетной политики. Поэтому Госдума РФ при формировании концепции бюджета России на 2015-2017 годы запланировала для бюджета Республики Крым в 2015 году общие доходы консолидированного бюджета Республики 18,38 млрд. руб., а расходы – 75,35 млрд. руб. Дефицит будет также покрыт субвенциями и трансфертами Федерального бюджета России. Это крайне обременительно в настоящее непростое время для России.     

«Половина бюджета пойдет только на оплату труда – 38,46 млрд. руб., соцвыплаты населению составят 9,57 млрд. руб., текущее потребление, увеличение материальных запасов и связанные с ними статьи – 4,43 млрд. руб., капитальное строительство и обновление основных фондов – 3,21 млрд. руб.   

Ожидается, что налог на прибыль с крымских предприятий вырастет вдвое – 1,41 млрд. руб. Половина акциза теперь пойдет в Федеральный бюджет и вырастет до 2,36 млрд. руб. С 1 января 2015 года появился новый для Крыма налог на имущество организаций, который, по подсчетам, должен принести в Республиканский бюджет порядка 1 млрд. руб. Крымчан ожидает рост цен на энергоносители – на 7 %. Остальные расходы, в том числе социально значимые, останутся на уровне 2014 года. Снижение заработной платы не планируется, в некоторых отраслях она даже повысится.  На сегодняшний день уровень оплаты труда в бюджетной сфере гораздо выше, чем в промышленности, сельском хозяйстве, других не бюджетных сферах. 

Поэтому стоит задача, как минимум, их уравнять, что крайне важно, так как повышение зарплаты бюджетным отраслям не стабилизирует ценовую политику и частично провоцирует нестабильность в удержании розничных цен, искусственное их завышение на продовольственные продукты потребления и товары ежедневного спроса. Появление дарственного «мешка денег» не подкрепляется ростом производственного потенциала экономики, а вызывает потребительский рост «нахлебничества» в обществе.  Главные расходы запланированы таким образом: самая капиталоемкая отрасль бюджета – образование – 26,59 млрд. руб., социальная защита населения – 12,01 млрд. руб., здравоохранение – 7,15 млрд. руб., региональная экономика – 8,21 млрд. руб.

На выплату заработных плат сотрудникам республиканских бюджетных учреждений Крыма предусмотрено 13,3 млрд. руб., на выплаты пособий семьям с детьми – 3,149 млрд. руб., а социальные выплаты малообеспеченным крымчанам составят 2,16 млрд. руб.

В 2015 году инвестиционные расходы Республики Крым запланированы на уровне 6,435 млрд. руб., из которых на ремонт и содержание автодорог будет выделено 4,185 млрд. руб.

В январе-июне 2015 года в бюджет Республики Крым поступило 9,8 млрд. руб. доходов в виде налоговых и неналоговых плат. Плановые показатели, утвержденные на соответствующий период, выполнены на 110,2%, годовые плановые показатели выполнены на 47,6%.

В то же время из Федерального бюджета Республике Крым в 1 полугодии текущего года были выделены дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты в сумме 25,2 млрд. руб.

Характеризуя исполнение доходной части бюджета Республики Крым по налогам и сборам, можно отметить, что наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц, поступления которых составили 4,9 млрд. руб., или 50%, и налог на прибыль – 2,8 млрд. руб. или 28,2% соответственно. Вместе с этим трудности с формированием бюджетных средств в Федеральном бюджете вынуждают правительство РФ снижать уровень наполнения бюджета Республики Крым. Президентом России упразднено министерство по делам Крыма, создана правительственная комиссия. Премьер Д. Медведев предложил ввести в состав правительств Крыма и города Севастополя ряд федеральных замминистров. Прослеживается ситуация, вызванная необходимостью жестко контролировать расход финансовых поступлений в бюджет Республики Крым.  В настоящее время тяжкое наследие в Крыму, полученное от Украины по содержанию разросшегося чиновничьего аппарата, ложится на Федеральный бюджет России, потому что собственный бюджет Крыма не в силах     содержать армию чиновников, госслужащих численностью – 7000 чел. Поэтому следующим этапом экономии Федеральных бюджетных средств скорей всего будет изменение структуры и функций самого Крымского федерального округа и уменьшение правительственных и других управленческих структур республики, т.е. приближение структуры вновь образованного Федерального округа к административному устройству России.

За год, в течение которого Крым находится в составе России, крымчанам пришлось приноравливаться к высоким ценам на товары и услуги, бизнесу – к новым правилам деятельности, а чиновникам – к работе в режиме ЧП.

Санкции по отношению к Крыму создают массу проблем, в том числе и в инвестиционном процессе. Речь идет об определении приоритетов и концентрации усилий на основных направлениях жизнедеятельности: энергетика, вода, транспортная инфраструктура (морские и воздушные порты).

Создание новых туристско-рекреационных зон, социально-бытовое обустройство мест проживания крымскотатарского и других репрессированных народов, развитие дошкольного и школьного образования, – забытые проблемы сегодняшнего дня. Следует понимать, что основной упор необходимо делать на снятие инфраструктурных ограничений на полуострове.

Магистральные дороги будем вводить чуть позже, чем планировалось, потому что создание их – процесс достаточно капиталоемкий, и в рамках тех ограничений, которые есть в бюджете, сроки ввода, скорее всего, будут перенесены. Будут пересмотрены вопросы, связанные со строительством систем водоснабжения. До сих пор не закончена работа по проектированию схемы водоснабжения и водоотведения на территории всего полуострова. Речь уже не идет о том, чтобы построить 192-километровый водовод от Нежинского водозабора до Ленинского района Керченского полуострова, – это уже не эффективно.

Будут построены только отдельные участки этого водовода, чтобы при необходимости можно было использовать русло Северо-Крымского канала для переброски воды на восток полуострова в случае появления ее дефицита в Ленинском районе и в сторону Керчи – из Феодосийского водохранилища, из которого питается в том числе и город Судак. Актуальным вопросом является корректировка планов водоснабжения на 2015 год, так как в этом году должно начаться их проектирование, по результатам которого сделают выводы, какими темпами и в какие сроки будут вводиться эти объекты. Это очень большой объем работ, планирующийся поэтапно. Вся программа водоснабжения рассчитана до 2020 года. Сроки выполнения ее по большинству этапов будут уточняться ближе к 2020 году.

Сейчас обсуждается возможность ускоренной прокладки электрокабеля, подведение мощности с Краснодарской стороны, но это технически проблемно и дорого. Если мы обеспечим переток электроэнергии порядка 450 МВт через Керченский пролив, это позволит жителям Республики чувствовать себя увереннее.

Пенсионные обязательства населения покрываются средствами Пенсионного фонда России. В прошлом году не использовали фонд ОМС (Обязательное медицинское страхование) – все это финансировалось из бюджета.  И работа в 2014 году была направлена на то, чтобы привести это в соответствие с российским законодательством и провести в том числе разграничение бюджетной сферы. В прошлом году и Федеральный университет, и «Артек» финансировались из крымского бюджета — сейчас этих расходов там нет. Так что структуры бюджетов Крыма 2014 и 2015 годов несопоставимы.

 

Вместе с тем красивые цифры исполнения доходных и расходных статей бюджета Республики Крым и повседневная жизненная действительность приводят нас к выводу, что настоящий бюджет 2015 года не является бюджетом развития, а скорее всего, бюджетом поддержки крымского социального общества в его вере, что Крыму в России будет лучше, чем в Украине.  Поэтому Крым, особый регион в   Российской Федерации, как Дальний Восток и Чеченская республика, — и как особый регион требует особого внимания к социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в Республике Крым, проводимой региональной кадровой политикой. Ритуальные приезды представителей Федеральной власти для исправления допущенных Крымом ошибок должны трансформироваться, не нарушая Конституции Республики, во временную форму ручного управления со стороны всех Государственных федеральных структур с изменением вертикали подчиненности нижестоящих республиканских структур. На повестке дня стоит лозунг: «Дотационному региону – особая форма управления, направленная на защиту внутренних и внешних российских государственных интересов».

Т. Еремизин

Архив