Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Лев Абалкин: Кадровый трэш в Крыму

Поделится:
11:13 06 Июля 2015 г. 2131

BFFB4895-86E0-4BB7-BDC1-5F0DECD765D3_w64За две последние недели прошедшего месяца в Крыму произошло четыре громких кадровых скандала.

16 июня во время регионального визита Дмитрия Медведева был уволен министр экономики республики Николай Коряжкин. Основная претензия к чиновнику состояла в том, что возглавляемый им государственный орган не справлялся с привлечением на полуостров инвесторов. Дмитрий Медведев заявил, что свободная экономическая зона в Крыму де-факто не работает, ведь за все время с момента ее создания Симферополь смог привлечь всего 15 участников СЭЗ, а Севастополь – лишь 9.

И хотя лично министру Коряжкину претензий никто не предъявлял, Сергей Аксенов решил принести в жертву именно этого чиновника, ибо тот «не соответствует духу времени» и не может заставить сотрудников своего ведомства выйти за рамки их сугубо бюрократических функций. По всей видимости, от крымского министерства экономики ждали свершения инвестиционного чуда или хотя бы переформатирования учреждения в бизнес-инкубатор, но этого не случилось.

Причем с инициативой увольнения Николая Коряжкина выступил именно Аксенов, а не федеральное правительство. Это показательно.

Второй громкий кадровый скандал произошел через 10 дней после первого – 26 июня. Тот же Сергей Аксенов инициировал проверку в министерстве имущественных и земельных отношений Крыма, результатом которой стало расследование в отношении министра Александра Гордецкого, временно отстраненного от выполнения обязанностей.

Причина гонений – разрешение на пролонгацию аренды санатория им. Семашко в Симеизе. Этот комплекс занимает площадь 1,2 тысяч квадратных метров. А цена аренды по договору составила каких-то 113 тысяч рублей в месяц (чуть больше 2 тысяч долларов по нынешнему курсу).

Иными словами, министра поймали на коррупции. Заметьте: снова по инициативе Аксенова.

На этом кадровая самодеятельность главы республики закончилась, и дальше за дело взялась ФСБ. 29 июня силовики задержали Андрея Скрынника – министра промышленной политики – за то, что он помог подделать документы и неправомерно отдал в частные руки предприятие (Бахчисарайское районное потребительское общество) стоимостью почти 1 миллион долларов.

Но и это еще не все. Финальным кадровым скандалом июня стало задержание с поличным руководителя Федеральной налоговой инспекции в Крыму Николая Кочанова, когда тот передавал взятку представителю ФСБ за предоставление «покровительства». Кочанов, конечно, не министр, но он наглядно продемонстрировал уровень коррупционных аппетитов крымских чиновников, которые даже по российским меркам являются совершенно неадекватными.

Для составления полной картины разгула взяточничества на полуострове к вышеизложенному стоит добавить еще два громких увольнения министров, которые произошли весной, накануне первого, апрельского визита Дмитрия Медведева в республику.

Тогда премьер приезжал, чтобы оценить уровень готовности региона к курортному сезону и дать понять, что Москва не намерена бесконечно пичкать Крым колоссальными дотациями.

Так как ни малейшей положительной динамики ни в развитии туристической отрасли, ни в вопросе привлечения инвесторов на блокадный полуостров не наблюдалось, местные власти решили незадолго до приезда премьера уволить министров, ответственных за «курортные» отрасли. Это была попытка принести символическую жертву Кремлю, чтобы выгородить себя.

Первым еще в марте уволили министра транспорта Анатолия Цуркина. Его убрали из-за многочисленных провалов в работе переправы. Еще одной причиной стало обвинение, озвученное руководителем Минтранса Российской Федерации: якобы подконтрольное министру предприятие «Крымские морские порты» вело освоение бюджетных средств с нарушениями, не соблюдая сроки реализации проектов.

Второе увольнение произошло в начале июня, но анонсировано было еще в конце апреля – буквально за несколько дней до приезда в Крым Дмитрия Медведева. На этот раз должности лишилась министр туризма Елена Юрченко. В общем история та же, что и с Цуркиным: чиновницуобвинили в лоббировании посреднических схем между подконтрольной ей ГУП «Солнечная Таврика» и местными туроператорами и курортными организациями, что стало одной из причин срыва переговоров с крупным российским туроператором «Пегас-Тревел».

Примечательно, что все упомянутые увольнения никак не изменили ситуацию в республике, а, по сути, так и остались символическими жертвоприношениями. Правда, если погрузиться в тему чуть глубже, то становится ясно, что за такими неистовыми кадровыми перестановками стояло нечто большее – столкновение двух властных стратегий.

С одной стороны, в аппаратных чистках заинтересована Москва (в тех сферах, где воровство и некомпетентность переходит все допустимые границы), а с другой – рокировки выгодны Сергею Аксенову, который хочет стать безраздельным владыкой республики и которому правительство России не указ.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ БОРЬБА

Этот конфликт интересов легко считывается, если внимательно присмотреться, к каким группам влияния относились бывшие главы ведомств.

Так, первый уволенный министр Анатолий Цуркин – человек из команды Сергея Аксенова. Это стало очевидно, когда уже после позорного увольнения чиновника по сигналу из Москвы глава республики заявил, что речь изначально шла не об отставке, а только о смене места работы, после чего перевел Цуркина на должность своего советника по транспортным делам. Даже уголовное дело, возбужденное против экс-министра транспорта в начале лета, не заставило Сергея Аксенова существенно изменить собственную риторику.

Место Цуркина досталось «российскому варягу» – технократу Андрею Безсалову. Это назначение лишило Аксенова возможности контролировать финансовые потоки в сфере транспорта.

А вот следующее увольнение министра туризма Елены Юрченко лоббировалось уже соратниками главы республики. Ее деятельность рьяно критиковал лично Руслан Бальбек. Причина проста: Юрченко являлась креатурой Владимира Константинова. Чиновница была в одной упряжке с нынешним спикером крымского парламента еще со времен местных выборов 2010 года. Тогда Елена Юрченко работала в руководстве ялтинского отделения Партии регионов, а Владимир Константинов возглавлял всю республиканскую ячейку.

Кресло Юрченко занял Сергей Стрельбицкий, который также долго состоял в команде регионалов (а при Януковиче даже какое-то время был замом львовского губернатора). Новый министр отличается от предыдущего только тем, что является человеком Аксенова. И тогда, в апреле, когда Дмитрий Медведев засобирался в Крым, вопрос об отставке Юрченко был уже решен. А визит премьера стал просто поводом для решения внутреннего конфликта – и не более.

Министр экономики Николай Коряжкин, к которому пока нет никаких коррупционных замечаний, в действительности лишился портфеля потому, что был человеком вице-премьера Евгении Бавыкиной – «московского смотрящего» в республике. Как и в случае с Еленой Юрченко, приезд Медведева был использован как повод, чтобы избавиться от чиновника из другого лагеря.

После Коряжкина министерство экономики возглавил экс-мэр Армянска Валентин Демидов – еще один представитель команды Партии регионов. Однако с 2014 года Демидов стал фигурой Сергея Аксенова, который сначала оставил за чиновником должность мэра (по измененным процедурам назначения), а теперь вот поднял до уровня руководителя ключевого ведомства.

Столь бурная кадровая деятельность Аксенова вынудила Дмитрия Медведева снова вступить в игру, дабы показать крымскому наместнику, что самостоятельно переиначивать группы влияния в регионе нельзя. Иначе с чего бы ФСБ вдруг возбудила дело против министра промышленной политики Андрея Скрынника, который является соратником главы Республики Крым?

В итоге разыгрался временный пат: Сергей Аксенов не может продолжать политику централизации местной власти, поскольку руки политика связаны показательными разоблачениями его министров со стороны федеральных структур.

ДВЕ СТРАТЕГИИ

Во всей этой истории важно понять мотивацию каждой из сторон.

Дмитрию Медведеву необходимо обеспечить какие-то ощутимые результаты в развитии экономики полуострова накануне выборов 2016 года. Для России Крым – это не региональный, а самый что ни на есть федеральный уровень. От благополучия региона зависит не сколько рейтинг единороссов, сколько политические перспективы самого премьера, который желает оставаться первым и желательно единственным претендентом на президентское кресло (на случай, если Владимир Путин уже не сможет выполнять функции главы государства).

В свою очередь, Сергей Аксенов, понимая, что, пока его власть зиждется только на рейтинге Владимира Путина, пытается по примеру Чечни подвязать всю жизнедеятельность республики лично под себя, чтобы сохранить свой пост, даже если в России изберут нового президента.

Столкновение этих двух стратегий и рождает нынешний кадровый хаос в Крыму. Вероятно, рано или поздно Москва не выдержит и начнет напрямую посылать в республику своих министров, понимая никчемный уровень местных управленцев.

Вот только крымчанам от этого легче не станет, ведь принципиально их проблемы можно решить только в ходе международных переговоров.

Крым. Реалии,

 

05.07.15.

Архив