Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Революционные новшества Сталинской системы управления экономикой

Поделится:
13:24 25 Июня 2015 г. 1761

Советская власть изначально не имела, как сейчас бы сказали, проекта системы управления   социалистической   экономикой.  В  те  времена проектированием  систем  управления экономическими объектами,  тем более масштаба страны, никто в мире не занимался. Труды основателей научного коммунизма содержали необходимые политэкономические ориентиры:  на обобществление  промышленности,  земли с природными  ресурсами,  банков;   на  плановое   хозяйствование;  на хозяйствование с целью полного удовлетворения потребностей  трудового народа в материальных благах. Но только по таким ориентирам невозможно создать систему управления экономикой с конкретным устройством управленческого аппарата и с огромным многообразием его функций.

В 1920 году был принят Ленинский план электрификации России (ГОЭЛРО), переросший после смерти Ленина в сталинские планы индустриализации СССР. И уже по первым в мировой практике пятилетним государственным планам за 1928 - 1937 годы было построено и задействовано 9000 крупных промышленных предприятий. То есть, - по три крупных индустриальных объекта каждый рабочий день в течение десяти  лет!!!

К завершению Второй пятилетки наша страна  стала по экономическому и оборонному могуществу второй в мире сверхдержавой, при том, что она стартовала из экономического небытия, а США – с позиции богатейшей в мире державы. Жизнь трудового народа СССР стала уже лучше, чем в США, низвергнутых банкирами в Великую депрессию.

Жилой фонд в СССР был во много раз меньше. Ведь наша страна с 1914 по 1922 годы воевала, а США наживались на этой войне. Но многие миллионы американских бездомных не имели хотя бы подобий наших бараков. Благо, там теплый климат позволяет жить в бидонвилях. Иначе голодомор Великой депрессии, унесший миллионы жизней американцев, дополнился бы еще более страшным холодомором.

Набранные с успешным завершением Второй пятилетки темпы социально-экономического развития СССР стали основанием для уверенности большинства советских людей, что коммунизм будет построен их дружным трудом.

Всего этого невозможно было достичь без творческого трудового героизма народа нашей страны и без революционно новой системы управления советской социалистической экономикой. Не редко путем проб и ошибок, шаг за шагом, нарабатывались  многие революционные новшества в организации управления, а что-то бралось из передового в мире опыта. Но главные политэкономические ориентиры брались из теории  научного коммунизма.  

Отметим первое революционное новшество, привнесенное в систему управления советской экономикой от научного коммунизма: целью хозяйствования, в том числе и индустриализации, стала не погоня за финансовой прибылью, хотя бы и для государства, а улучшение жизни трудового народа и укрепление обороноспособности страны. Поэтому все виды ресурсов для создания передовой индустрии изыскивались даже в страшно тяжелых социально-экономических условиях без составления бизнес-планов с подсчетом будущей финансовой прибыли. Денежные знаки стали применяться как вспомогательное средство соизмерения стоимости задействованных в хозяйстве ресурсов, и была сохранена покупательная способность денег на период до перехода к не товарно-денежной коммунистической экономике.

Второе революционное новшество,– тоже от научного коммунизма: государственное  планирование производства, сначала на многолетнюю перспективу, а потом и в оперативном порядке. Под эту невиданную ранее функцию государства был создан орган управления – Госплан.

Третье революционное новшество,– тоже от научного коммунизма: национализация банков с последующей заменой их погони за финансовой прибылью на строго целевое финансирование планируемых работ и закупок. В результате получилась государственная по сути не банковская (не ростовщическая) сеть, а кассовая, хотя она и сохранила старое название. В принятой в 1919 году VIII Съездом партии большевиков программе было записано: «По мере организации планомерного общественного хозяйства это приведет к уничтожению банка и превращению его в центральную бухгалтерию коммунистического общества».

 Остановимся поподробнее на четвертом революционном новшестве – тоже от научного коммунизма: все действовавшие и строящиеся индустриальные объекты были объединены в крупный промышленный комплекс как единое общенародное предприятие, причем, - не коммерческое, ибо оно не имело целью финансовую прибыль. Соответственно, многие тысячи вошедших в это общенародное предприятие заводов, фабрик и т.д., тоже именуемых словом «предприятия», были не коммерческие. Целью их работы было выполнение государственных планов в условиях хозрасчета. Условия хозрасчета совершенствовались в рабочем порядке, так же, как везде совершенствуются финансовые условия работы производственных подразделений (заводов, фабрик, цехов, участков) при любых формах собственности.

В промышленном комплексе формировалась иерархия штатных специалистов и управленцев, как и на предприятиях (заводах, фабриках и т.д) всего мира, но с двумя вышестоящими уровнями: отрасль, Центр (не только правительство, ибо множество управленческих решений принималось центральными органами партии и Советов). В итоге сформировался государственный управленческий аппарат, имеющий пять уровней управления: Центр; отрасль; предприятие; цех; участок.

Поскольку ничего принципиально нового в формировании штатного персонала на уровнях предприятие, цех, участок в СССР не было, численность специалистов, занятых на этих трех уровнях, в СССР и в капиталистическом мире, при сопоставимых масштабах и сложности производства, была примерно одинаковой. Разница была лишь в том, что в СССР этот персонал стал государственным, а не фирменным. От этого содержание и объемы его работ не изменились. На двух вышестоящих уровнях  –отрасль  и Центр – управленческий персонал стал управлять предприятиями так же, как управленцы уровня предприятий управляют цехами, а цехового уровня – участками. Это стало тоже невиданным ранее новшеством. Численность служб над предприятиями, включая центральные, отраслевые, региональные службы и даже банковский персонал, составила на всю нашу страну тогда максимум триста тысяч человек.

В капиталистическом мире, при сходных масштабах и сложности производства, работа предприятий предопределяется многими миллионами функционеров.

Таким образом, управленческая надстройка над предприятиями в СССР по сравнению с надстройкой функционеров над капиталистическими предприятиями получилась в десятки раз меньше числом и на порядки дешевле.

Пятое революционное новшество было тоже от научного коммунизма: государственное ценообразование. Методики исчисления цен на всю задействованную в экономике материальную часть и на все виды труда нарабатывались при отсутствии предшествующего опыта. К началу Второй пятилетки был взят курс на увеличение покупательной способности трудящихся путем снижения розничных цен. Этот курс неуклонно проводился во все последующие мирные годы при жизни Сталина.

Шестое революционное новшество было тем более от научного коммунизма: переход к бесплатному и по ценам ниже себестоимости распределению многих благ за счет государства. Поскольку изобилия таких благ еще не было, это не означало: каждому – по потребности. Доминировал принцип: все лучшее – детям.

Седьмое революционное новшество было заимствовано из передового опыта применения безналичных расчетов. Был установлен жесткий порядок: все финансовые накопления каждого юридического лица хранятся на его единственном счете в государственном банке;  расчеты между юридическими лицами выполняются только безналичными перечислениями; наличные деньги выделяются только для выплаты физическим лицам заработков, пенсий, стипендий, на командировочные расходы и мелкие закупки под отчет.

Невозможность свободного перевода основной массы денег из безналичных,  подконтрольных государству, в наличные, снижение розничных цен и увеличение количества благ, распределяемых  бесплатно, сокращали оборот наличности и возможность присваивать деньги каким либо способом, кроме созидательного труда или в виде пособий. Минимальные возможности почти безнаказанно паразитировать на чужом труде сохранились в сфере оборота наличности в форме спекуляции, взяток, выигрышей в азартные игры и т.п. Но в масштабах, несравнимых с масштабами узаконенного и противозаконного, но фактически не наказуемого, присвоения не трудовых денег в капиталистическом мире. Кроме того, указанное выше применение безналичных расчетов многократно сократило затраты на печатание денег и невиданно упростило финансовые отношения юридических лиц с государством. По масштабам применения безналичных расчетов СССР тогда ушел далеко вперед от всех стран.

Пятое и седьмое новшества составили основную гарантию распределения благ на основе социалистической формулы:  каждому – по труду. Еще говорили образно: кто не работает, тот не ест.

Восьмым революционным новшеством, – от ленинского вклада в научный коммунизм, стало тесное переплетение всей иерархии государственных управленческих органов с выборными органами управления.

Самой представительной организацией с выборными органами управления стали профсоюзы, названные Лениным школой коммунизма. Профсоюзы образовывались  сообразно структуре всех трудовых коллективов и получили полномочия, каких никогда и нигде в мире не имели. В капиталистических странах, и то не во всех, профсоюзы имеют лишь право сутяжничать с «работодателями» по вопросам условий их труда. В СССР профсоюзы получили полномочия: непосредственно участвовать в определении расценок на труд и согласовывать их; согласовывать назначение руководителей трудовых коллективов; участвовать в разработке планов организационно-технических мероприятий в части улучшения условий труда и согласовывать такие планы; участвовать в распределении многих бесплатных или почти бесплатных благ на больших полномочиях, чем администрации; участвовать во всех прочих социально-экономических делах, выполняя множество контрольных и организационных функций.

С такими полномочиями профсоюзы в СССР фактически преобразовались в представленный почти всеми трудящимися институт власти. Выборы в многомиллионный актив этой власти проводились без шумных избирательных кампаний, но с деловитым анализом хода дел и постановкой социально-экономических задач, начиная с производственных участков и кончая масштабом страны. Основная же часть огромной массы текущих вопросов, – от трудовых споров и до реализации созидательных инициатив трудящихся, – решалась миллионами выбранных активистов.

Девятым революционным новшеством, от ленинского и сталинского вклада в научный коммунизм, стало невиданно массовое политехническое образование. Поскольку в индустрии почти весь объем работы специалистов составляют математические исчисления, без данного новшества индустриальный рывок был невозможен.

Десятым революционным новшеством, тоже от ленинского и сталинского вклада в научный коммунизм, стало применение многих форм морального стимулирования труда, вплоть до присвоения за трудовые подвиги, как и за боевые, звания Герой. То есть, по античной мифологии, - человек, равный богам, но только не вечный. Трудовой героизм советских людей, как и боевой, воспели музы любимых в народе искусств. СССР в тот период стал, как в песне поется: «страной героев, страной мечтателей, страной ученых». 

Были еще многие новшества и заимствования передового опыта. Но и приведенных выше в сочетании с достигнутыми результатами достаточно для вывода:

ориентация  советской экономики на удовлетворение интересов трудового народа, сведение к минимуму возможностей паразитировать на чужом труде, рациональное структурирование управленческого аппарата, переплетение иерархии штатных управленцев с выборными активами трудящихся, открытие всему народу доступа к любому уровню образования и к росту квалификации, включая рост по ступеням управленческой иерархии, сделало систему управления сначала промышленным, а затем и всем народно-хозяйственным комплексом СССР компактной, дешевой, квалифицированной и демократичной.

В этой системе управления экономикой воплотилось народовластие, несравнимое с бутафорской «демократией» капстран, сводящейся лишь к периодическим выборам якобы власти при диктатуре в экономике, а значит и в политике, финансовой олигархии, которую никогда нигде ни один народ не избирал.

Сталин, возглавив работы по индустриализации, далее стал неким подобием директора уникально крупного общенародного предприятия, «директорствовал»  неформально: не занимая высшего поста ни в правительстве, ни в Советах, ни в правящей партии, где такого поста и не было. «Директорство» Сталина получилось в силу того, что он, как никто другой в  руководстве страны, изучил массу технической литературы и, кроме полученных таким путем инженерных знаний, проявил феноменальную организаторскую дееспособность: умение квалифицированно выделить наиболее прогрессивные направления в развитии технологий; умение  четко формулировать распорядительные решения на дальнюю и близкую перспективу; умение скрупулезно вникать в нормативно-технические документы (стандарты, положения, инструкции); умение вести внешнюю торговлю с наибольшей выгодой для нашей страны; умение в открытых дискуссиях доходчиво отстаивать наиболее рациональные организационные решения и разоблачать подрывные «уклоны» агентурных вождей типа Троцкого, то вправо, то влево, то сразу в обе стороны.

Есть все основания назвать сформировавшуюся в ходе индустриализации  систему управления советской социалистической экономикой Сталинской.

Без Сталинской системы управления экономикой были бы невозможны ни наша Победа в Великой Отечественной войне, ни уникально быстрое восстановление всего разрушенного фашистами, ни создание спасительного для нашей, и не только для нашей, страны ядерного щита, ни лидерство СССР в освоении космоса, ни множество других передовых достижений СССР в социально-экономическом и научно-техническом прогрессе.

В. Машков,

член Компартии КОММУНИСТЫ России,

г

Архив