Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Год литературы. Путешествие в страну фронтовой поэзии

Поделится:
12:23 11 Июня 2015 г. 2210

Поэты не гибнут, а гаснут как Солнце. Медленно-медленно. Гаснут, как Солнце…

Эти строки польского поэта-фронтовика В. Озга-Михальского наверное лучший эпиграф к творчеству поэтов всех наций, погибших в годы Великой Отечественной. Но в прошлый раз («Искра правды», № 21) мы «путешествовали» по творчеству поэтов, прошедших войну и вернувшихся живыми или ранеными. По творчеству наших советских поэтов.

 

Сегодня – поэтическое слово тем, кто не вернулся с войны. А их 48 – советских поэтов, отдавших свои жизни за правое дело Родины и успевших между боями написать хоть несколько стихов. А сколько талантов, так и не раскрывшись, ушло от нас. И не только в литературе или искусстве, но и в других науках и делах, – неизвестно.

Конечно, по своему складу души и характеру поэты не созданы для войны. Но в годину опасности грозной они встали на защиту своей матери-Родины не только со своим разящим оружием – словом, но и с автоматом в руках. Они погибли, доказав любовь к Родине, о которой слагали стихи и песни до войны.

Не будем перечислять имена всех 48 погибших поэтов. Большинство из них ушли совсем юными, до 20 лет или чуть старше, и поэтому трудно предугадать, кто же из них стал бы впоследствии талантливее. Не будем рассказывать и их биографии. Учился в школе, был или не был комсомольцем или коммунистом. Любил или не успел влюбиться. И пусть не блещут некоторые из стихов поэтической рифмой и формой – некогда было оттачивать – но зато сколько в них душевного волнения, чувств, переживаний и гнева на врага-супостата!

Так кто же они, погибшие советские поэты, лежащие в темноте братских могил от Волги до Берлина?

Это кумир московских девушек, красавец-лирик Иосиф Уткин, стремительный, нетерпеливый Джек Алтаузен, статный моряк-подводник Алеша Лебедев – талантливый поэт, настоящий человек и замечательный товарищ. Это сын известного комсомольского поэта 20-х  годов ХХ века Эдуарда Багрицкого – Всеволод Багрицкий. Это погибший под Ленинградом Георгий Суворов.

Здесь представители многих национальностей нашей огромной державы – Советского Союза: легендарный сын татарского народа Муса Джалиль, литовец Витаутас Монтвила, грузин Мирза Головани, евреи Елена Ширман и Павел Коган…

«Я – поэт, этим и интересен», – отвечал когда-то журналистам о своей биографии знаменитый Владимир Маяковский. «Моя биография – в моих стихах. Читайте их внимательно», – вторил ему Сергей Есенин.

Так чем же интересны наши погибшие поэты? Итак, если коротко: 26 февраля 1942 года погибает на поле боя под Ленинградом 20-летний Всеволод Багрицкий. Друзья вырезали на сосне у его могилы четверостишие Марины Цветаевой:

Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли:

Мне так не хотелось в землю

С родимой моей земли.

А вот довоенные строчки поэта:

Ты помнишь дачу и качели

Меж двух высоких тополей,

Как мы взлетали и немели

И удержавшись еле-еле

Смеялись, а потом сидели

В уютной комнате твоей?

…Так пахло бабушкой и мамой…

И вот он уже солдат-защитник своего родного города Одессы:

…Одесса, город мой!

Мы не сдадим тебя!

Пусть рушатся дома в огне пожарищ

Пусть смерть бредет по улицам твоим.

Пусть жжет глаза горячий черный дым,

Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,

Одесса, город мой,

мой спутник и товарищ,

Тебя мы не сдадим!

Одессу после многих дней обороны пришлось сдать. Войсковую часть Всеволода перебросили на защиту Ленинграда. Когда-то его отец, комсомольский поэт Эдуард Багрицкий, писал о погибших героях гражданской войны:

Их нежные кости сосала грязь,

Над ними захлопывались рвы,

И надпись на приговоре вилась

Струей из простреленной головы.

О мать-революция! Нелегка

Штыка трехгранная откровенность...

Через 25 лет его сыну пришлось сложить свои «нежные кости» в войне с немецкими фашистами.

11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту в районе Смоленск-Ельня поднимает в атаку морских пехотинцев старший сержант Борис Богатков. Бой еще не окончен, командир погиб, высоту его ребята взяли. Но нет командира, поэта, бывшего проходчика Московского метро и студента вечернего отделения Московского литинститута. Гитлер продолжал захватывать в Европе одну страну за другой. Война приближалась к границе СССР. Как и многие, Богатков готовился к защите Родины:

Новый чемодан длиной в полметра,

Кружка, ложка, ножик, котелок…

Я заранее припас все это,

Чтоб явиться по повестке в срок.

Как я ждал ее! И наконец-то

Вот она, желанная, в руках!

…Пролетело, отшумело детство

В школах, в пионерских лагерях.

Молодость девичьими руками

Обнимала и ласкала нас.

Молодость холодными штыками

Засверкала на фронтах сейчас….

В 1945 году, пройдя военнопленным сквозь ад фашистских лагерей, погибает несломленный духовно и морально арестант под номером 125530 Дмитрий Вакаров. Еще за два года до войны 18-летним юношей, обращаясь к будущим врагам Родины, он пророчески писал:

Ты пьешь вино, я воду пью.

Ты пьешь коньяк, я горечь пью.

Что хвалишь ты, то я браню,

Ты продал честь, я честь храню.

Ты любишь чин, я труд люблю

Ты деньги любишь, я жизнь люблю.

Ты любишь кнут, ты бьешь кнутом.

Я правдой бью, я бью пером.

Я на тебя недаром злюсь:

Однажды я с тобой столкнусь.

И действительно, Дмитрию Вакарову вскоре пришлось столкнуться с врагом и погибнуть в застенках гестапо в самом конце войны.

19 июля 1942 года в районе Новочеркасска Ростовской области был сбит штурмовик. Вместе с ним зарылся в землю стрелок-радист Леонид Вилкомир. Он мог бы не лететь в этот день, так как был утвержден военным корреспондентом. Но со  своей настойчивостью дошел до командующего авиацией фронта, добился разрешения, взлетел в последний раз и… погиб. До войны Леонид Вилкомир работал на гигантских стройках Урала и Сибири. Об этом писал в своих стихах:

…Чуть-чуть недоспать,

чуть-чуть недоесть,

Но чтобы в руках гудело.

Это самое что ни на есть

Мое настоящее дело.

Как радостно видеть готовый пролет,

Первой вагранки литье,

И чувствовать, что ежедневно растет

Настоящее дело мое.

(Нижний Тагил, 1936 год)

А вот еще такой стих:

Жизнь моя не повторится дважды,

Жизнь не песня, чтобы снова спеть.

Так или иначе, но однажды

Мне придется тоже умереть.

Как бы я не прожил свои годы,

Я прошу у жизни: подари

Вкус воды и запах непогоды,

Цвет звезды и первый взлет зари.

Пусть и счастье не проходит мимо,

Не жалея самых светлых чувств,

Если смерть и впрямь не отвратима,

Как я жить и думать разучусь?

И последнее стихотворение поэта:

Мы ели хлеб и пили воду,

Не до веселья было нам.

Мы покоряли непогоду,

Считая годы по зубам.

Я сохраню былую ярость,

Войдя к потомкам по утру.

У них, как памятник, состарюсь,

Как память сдам, но не умру.

Леонид Вилкомир не успел состариться, но и не умер: разве могут умереть такие стихи? А если живы стихи, значит жив и сам поэт, просто уехал не надолго – в горячую точку планеты.

В 1944 году погибает молодой грузинский поэт Мирза Геловани. Но незадолго перед этим они с одним русским товарищем (фамилия не известна) пошли в разведку. Собрали нужные сведения о дислокации врага. Теперь срочно в часть.

Обходить ущелье далеко, разведданные могут устареть, а рация вышла из строя. Напарник пошел на отчаянный шаг – решил перепрыгнуть в одном месте узкую пропасть. С разбегу прыгнул и – сорвался. Мирза Геловани, выполнив задание, вернулся на дно ущелья, но нашел лишь бездыханное тело. В память о друге поэт между боями сочинил поэму. Вот отрывок из нее:

…И стынет ночь, потерянная богом,

Метелью с неба звезды сметены,

И смельчаку в пути его далеком

Не видно ни дороги, ни луны.

За ворот рвется бесноватый ветер,-

Согреться хочет на его груди.

Как холодно… Как холодно на свете,

И только мрак и вихри впереди…

И там, где слабых остановит робость,

Где солнце зажигает новый день,

С короткого разбега через пропасть

Метнулась человеческая тень…

Кричи, зови. Но кто придет на помощь?

Плывет, как вечность, время до утра,

В лицо швыряет горсти снега полночь-

Февраль, февраль, бездомные ветра.

…Стихает ветер, вьюга замирает,

Вершины гор все четче и белей.

А под скалою воин умирает,

И шорох губ все глуше и слабей…

Так погибает товарищ по разведке, а за несколько дней до своей гибели поэт, отдав стихи в дивизионную газету, записал в походном дневнике:

…Кругом война. Пурга.

И обе кончиться должны.

Метет… Не канули в снега

Такой пурги, такой войны?

И что-то не к добру болит

Сегодня сердце у меня…

В феврале 1945 года под Кенигсбергом (ныне Калининград) погибает офицер-сапер башкирский поэт Фатых Карим. Наверное, какие-то недруги еще на гражданке достали парня, и вот его жесткая отповедь в стихах:

Хочу схватить я землю, как арбуз,

И, раскроив продольно, пополам,

Ударить полушариями, чтоб

В одну помойку ссыпался весь хлам.

Собрать бы мне на площади большой

Всех подхалимов и клеветников,

Тупым ножом отрезать языки

И бросить их голодной своре псов.

А кто из нас, дорогие мои читатели, не встречал таких по жизни? Да уж кого-кого, а подхалимов, лизоблюдов и клеветников-кляузников хватало во все времена. Были они, увы, и у Сталина. Кто-то сказал, что в культе личности и злоупотреблениях сам он виноват лишь вполовину, а другая половина вины – на совести этих самых подхалимов и карьеристов. Наверное с этим нельзя не согласиться. Хотя и половина – непозволительна для первого лица в государстве. Но попробуйте раскусить кто перед вами: честный сподвижник или…тонкий артист-подхалим?

…А Фатых Карим не такой уж свирепый был мужик, как вам показалось: сравните предыдущий стих вот с этим:

Не повторяй – «люблю… люблю…».

Признания – пустяк.

А сердце первую любовь

Почувствует и так.

Ты даже не заметишь сам,

Опомнясь лишь потом,

Как губы сблизятся твои

С ее безмолвным ртом.

А вот и последние строки – предчувствия поэта:

Пишу перед началом боя,

Заговорят орудия сейчас.

И может быть на солнце золотое

Сегодня я гляжу в последний раз…

В самом начале войны падает под пулями пограничник – абхазский поэт Леварса Квициния, только что успевший написать и отправить матери письмо, ставшее последним:

Ты хлопотливо ходишь по двору

Или грустишь, лишась покоя, мама?

Ты в полдень, перед сном и поутру

Все сына ждешь с тоскою, мама?

Цвела ли вишня посреди двора,

Где мы сидели каждый вечер, мама?

А кипарис у дома – все с утра

С ним спорит говорливый ветер, мама?

Взгляни: с портрета в комнате моей

Твой сын по-прежнему смеется, мама!

Ты не горюй о нем и слез не лей –

С победой он к тебе вернется, мама!

Но сын так и не вернулся, не привел в дом невесту и не подарил маме внуков. А мама – как мама – ждала сына до последнего вздоха на этом свете. А уходя в вечность, наверное, подумала: встречу сыночка в мире ином.

В июне 1942 года под Ленинградом тяжелораненым попал в плен известный еще до войны татарский поэт Муса Джалиль. В концлагере в Германии он вел активную работу среди пленных татар организованного немцами батальона для войны против Красной Армии и успешно развалил его. Тогда его перевели в известную в Берлине тюрьму Моабит, в камеру-одиночку. Там он и написал цикл стихов под названием «Моабитская тетрадь», которую успел передать одному из узников, бельгийскому антифашисту, а тот отдал после освобождения Берлина и заключенных тетрадь в советское консульство. Казнили поэта в конце 1944 года. Позднее за стойкость и мужество в плену ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Избитый, израненный, поэт находит в себе силы не только писать о войне, но и с юмором о своей молодости и довоенной жизни. Сборники его стихов легко можно найти в библиотеках. Поэтому почитайте, уважаемые читатели, юмор великого узника тюрьмы «Моабит».

Беда

– Есть женщина в мире одна.

Мне больше, чем все, она нравится.

Весь мир бы пленила она,

Да замужем эта красавица.

– А в мужа она влюблена?

– Как в черта – скажу я уверенно.

– Ну ежели так, старина,

Надежда твоя не потеряна!

Пускай поспешит развестись,

Пока ее жизнь не погублена.

А ты если холост, женись

И будь неразлучен с возлюбленной.

..Эх братец,  на месте твоем

Я мог бы сказать то же самое…

Но знаешь, беда моя в том,

Что эта «злодейка» – жена моя!..

Такой вот диалог вспомнил поэт из своей довоенной мирной жизни, одним из действующих лиц которого был он сам, влюбленный по уши в свою своенравную рыжую «бестию»-красавицу. О ней же и ей же он посвятил еще одно стихотворение о первом знакомстве с будущей женой в далекой их юности:                    

    Простуженная любовь

Влюбился я. Давно случилось это –

В былые годы юности моей.

Любви цветок, как говорят поэты,

Раскрылся даже в стужу зимних дней.

И вдруг судьба послала наказанье:

Я насморк на морозе получил.

Но к девушке любимой на свиданье

К назначенному часу поспешил.

Сидим вдвоем, ищу платок в кармане

И как назло, не нахожу его.

Кружится голова в сплошном тумане,

Течет ручей из носа моего.

Я духом пал: как поступить – не знаю

Язык не произносит нужных слов.

С трудом шепчу:

«Люблю тебя, родная»…

А сам чихаю и чихаю вновь.

Какой позор! Не в силах передаться

Все то, что было в памятной ночи,

Дивчину заключив в объятья,

Я повторял: «Апчхи…тебя…апчхи!»

В смешные рассуждения пускался,

С ее руками я свои сомкнул,

Неосторожно вдруг расхохотался

И на нее, на милую, чихнул.

От гнева вспыхнуло лицо любимой.

Она платком закрылась. Понял я,

Что лучшие деньки невозвратимы,

Что лопнет, как пузырь, любовь моя.

Не плача, не смеясь, она сказала –

И всколыхнулась боль в моей груди:

«Молокосос! Ты нос утри сначала!...

Ко мне на километр не подходи!»

…И вот я коротаю старость на чужбине,

Года промчались, жар остыл в крови.

Эх дайте ту, простуженную, ныне

Тоскую даже по такой любви!

А стихотворение  «Варварство» стало Гимном Поэту:

Они их собрали, спокойно до боли,

Детишек и женщин… и выгнали в поле.

И яму себе эти женщины рыли.

Фашисты стояли, смотрели, шутили…

Затем возле ямы поставили в ряд

Измученных женщин и хилых ребят.

Поднялся наверх хищноносый майор,

На этих людей посмотрел он в упор.

А день был дождливый,

Касалися луга свинцовые тучи,

Толкая друг друга.

Своими ушами я слышал тогда,

Как реки рыдали, как выла вода…

Кричали ручьи, словно малые дети…

Я этого дня не забуду до смерти.

И солнце сквозь тучи (я видел все это!)

Рыдая, ласкало детей своим светом.

…Но звук автомата

сумел вдруг прервать

Проклятье, что бросила извергам мать!

У сына дрожали ручонки и губки.

Он плакал в подол ее выцветшей юбки.

Всю душу ее на куски разрывая,

Сын будто кричал, уже все понимая:

«Стреляют! Укрой!

Не хочу умирать!»

Нагнувшись, взяла его не руки мать,

Прижала к груди:

«Ну не бойся, сейчас

Не будет на свете,       

мой маленький, нас…

Нет, больно не будет…

мгновенная смерть…

Закрой только глазки, не надо смотреть.

А то палачи закопают живьем

Нет, лучше от пули мы вместе умрем».

Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…

Вдруг молния два осветила ствола

И лица упавших белее, чем мел…

И ветер вдруг взвизгнул,

и гром загремел.

Пусть стонет земля,

Пусть рыдает крича;

Как магма, слеза

Будет пусть горяча.

Планета, живёшь миллионы ты лет,

Лесам и озёрам числа твоим нет,

Но видела ль ты хоть единственный раз,

Позорнее случай, чем тот, что сейчас?

Страна моя, правда на знамени алом,

Омыто слезами то знамя немало:

Огнями той правды, гони палачей,

За детскую кровь и за кровь матерей!

Когда читаю это стихотворение, я всегда плачу... И мне хочется кричать: «Люди! Очнитесь! Цените то, что у вас есть! Не создавайте себе лишних проблем! Живите, любите, трудитесь и тогда не будет обидно за бесцельно прожитые годы!»

 

 Подготовил М. Аленкин,

пос. Нижнегорский

Архив