Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Состояние жилищно-коммунального хозяйства Крыма и готовность его к отопительному сезону 2011-2012гг.

Поделится:
13:33 31 Октября 2011 г. 4254

Доклад Председателя оппозиционного Совета министров АРК В. Лысенко

Уважаемые коллеги!!!

Сегодня на заседании оппозиционного Совета министров АРК рассматривается очень важный вопрос для автономии и крымчан.

«Живи как хочешь» или жилищно-коммунальный хаос - так на бытовом уровне крымчане расшифровывают аббревиатуру ЖКХ., тем самым подчеркивая его плачевное состояние. В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства Крыма включает в себя более 30- видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро,тепло и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство. В системе ЖКХ автономии действует около 180- предприятий, в отрасли занято более 22-тысяч человек. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство затрагивает интересы практически каждого. Оно относится к системе жизнеобеспечения и жизнеустройства общества.

Жилище, как и продукты питания, одежда, обувь является первичной потребностью и важнейшим условием нормальной жизнедеятельности человека. Это материальное благо незаменимо чем- то другим. Обеспеченность населения жильем служит одним из важнейших показателей народного благосостояния, эффективности экономики, ее социальной ориентации. Каждый человек проводит дома, в квартире значительную часть своей жизни. Об их благоустройства, комфорта зависят режим отдыха, восстановление и укрепление жизненных сил человека, его морально-психологическое укрепление. От обеспеченности жильем во многом зависит наличие семьи, детей, решение демографической проблемы.

На сегодня жилищный фонд Крыма является большой материальной ценностью и составляет около 20% стоимости основных фондов автономии, сохранение которого является важнейшей задачей государственной жилищной политики. Жилищный фонд Крыма составляет 39,3 млн.кв.м. общей площади., в т.ч. жилищный фонд коммунальной собственности - 16,5 млн.кв.м., ведомственной - 3,7 млн.кв.м., частной собственности – 17,2 млн.кв.м., и других видов - 1,8 млн.кв.м.

Городской жилищный фонд содержит историческую застройку: дома первых массовых серий 60-70 годов, массовую застройку 70-80 годов, современные жилые дома. Безусловно, состояние жилищного фонда автономии вызывает обоснованное беспокойство и является наиболее актуальной социальной проблемой, решение которой становится важнейшей задачей. Надвигается глобальный техногенный кризис, и поэтому, значительная часть населения Крыма нуждается в срочном решении задачи спасения и сохранения жилья. Если в г. Алчевске зимняя драма 2009 г, которая имела все признаки «холодомора», из 117 км сетей теплоснабжения , половина была выведена из строя, 2/3 жителей города, промышленные объекты и соцкультбыт остался без тепла, десятки тысяч детей пришлось эвакуировать, если это повторится в Крыму, а примеры уже были по пгт. Щелкино и Орджоникидзе, то автономия может не выдержать последствий ни политически, ни экономически, ни морально. К сожалению, мы живем в круговороте тотальных рисков и среди них глобальный риск потери четверти жилого фонда. Эта катастрофа надвигается и не является миражом. Нельзя игнорировать законы физики и природы вообще. Нельзя забывать историю человечества: с лица планеты время стерло немало больших городов и целые страны. Нельзя пренебрежительно относиться к людям, которые строили «хрущевки» и предупредили современное поколение, что это жилье временное. Невозможно Указом или Постановлением продлить эксплуатационный ресурс домов или инженерных сетей .Учитывая быстрое течение времени, у нас осталось мало времени, чтобы не допустить или предотвратить техногенные и социальные катаклизмы. Сегодня свыше 400 тыс. человек, а это более30% крымчан проживает в так называемых « хрущевках», общежитиях, малоразмерных квартирах ограниченного комфорта, построенных в 60-70-х годах прошлого столетия, где условия проживания в этих домах не отвечают современным требованиям. Подавляющее большинство таких зданий до 5-этажей( панельные, блочные, кирпичные) на сегодня имеют критические показатели износа . Строительство « хрущевок» велось по первой категории капитальности с расчетным сроком эксплуатации до 75- лет. Естественно, эти дома имеют свой срок жизни и он заканчивается. Дома уже «больны» и физически не способны как раньше служить людям. Физический износ большинства таких домов на данный момент достигает 60-70%. Поэтому эти первые массовые серии крупно-панельных, блочных и кирпичных зданий нуждаются в незамедлительном проведении современных комплексных мероприятий по реконструкции и капитального ремонта. По утверждению специалистов , если не провести техническое обслуживание, реконструкцию этих домов и придомовых территорий в ближайшие 5-7 лет, этот устаревший жилищный фонд выведет «сам себя аварийно» из сферы эксплуатации и острота кризиса достигнет своего пикового напряжения. В неотложном восстановительном ремонте нуждается около 60% жилфонда автономии, а в неотложном отселении из ветхого и аварийного жилья нуждается более 5 – тысяч крымчан. С каждым годом, стоимость восстановительного ремонта будет дороже, а жизненный цикл зданий короче, соответственно и эффективность инвестиций уменьшится. Кроме того, увеличивается вероятность аварийного обрушения зданий или отдельных, наиболее важных несущих конструкций. Возникает глобальная проблема массового отселения из домов десятки тысяч семей. Для этого, даже по существующим социальным нормам, нужно будет построить в 1,5 раза больше новых жилых площадей.

Трудно представить, что в экономике Крыма за этот период состоятся такие огромные положительные изменения, что станет возможным направить в жилищное строительство достаточный объем инвестиций для ликвидации жилищного кризиса в городах, поселках и селах автономии. А та теория , которая сейчас звучит как в Украине, так и в Крыму об эксплуатации жилых домов первых массовых серий до полного износа ведет в тупик, а точнее – к социальной катастрофе. Массовую реконструкцию устаревшего жилья необходимо начинать немедленно и осуществлять с интенсивным наращиванием темпов.

Решение проблемы реконструкции устаревшего и аварийно-опасного жилья обязательное для всех регионов Украины, в том числе и Крыма, должно уже осуществляться в соответствии с Постановлением Кабинета министров Украины, в порядке эксперимента по несколько домов в городах и населенных пунктах Крыма. Но в большинстве городов и населенных пунктах Крыма эта работа практически не начиналась, в основном за неимением бюджетных средств и экономической непривлекательности проектов реконструкции для инвесторов. Массовая реконструкция объектов жилой недвижимости откладывается на неопределенный срок. На протяжении последних лет объемы выполнения капитального ремонта жилья в автономии реализуется на уровне 8-12% от нормативных потребностей, поэтому состояние жилищного фонда имеет прогрессирующую тенденцию к росту его физического износа, когда он будет составлять 80%, уже невозможно будет спасти жилье.

Не обеспечивается решение вопросов замены (модернизации) лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет, удельный вес в жилом фонде достиг 30%. Уровень оснащенности жилья подомовыми приборами учета потребления энергоресурсов остается низким. Счетчиками тепловой энергии и воды оснащены на 35% и 15% соответственно в многоквартирных жилых домах. Техническое состояние водоснабжения и водоотведения неудовлетворительное. Из 4-х тысяч км городских водопроводных сетей в ветхом и аварийном состоянии находится около 50% сетей. В аналогичном состоянии находятся 60% канализационных сетей. В городе Симферополе из более 800 км. водопроводных сетей, более 250 км (33%) имеют износ свыше 90%. В г. Керчь капитального ремонта и реконструкции требуют 2/3 водоводов. Потери питьевой воды в сетях превышают 40%. В тоже время, объемы строительства водопроводных сетей недостаточны. За последние время в городах Джанкое, Красноперекопске, Евпатории, Саки, Ялта водопроводные сети практически не строились. Не обновляется канализационное хозяйство, за последние годы в Крыму построено около 15 км канализационных сетей. Вместе с тем, в Крыму за последние 10-лет 30% сельских населенных пунктов остались без канализации. Протяженность головных коллекторов в автономии сократились на 110 км, уличная сеть на 208 км, внутриквартальная – на 44. Крым входит в число регионов с наиболее высоким уровнем износа канализационных сетей, аварийность которых ежегодно возрастает. Если в 2000г. уровень ветхости в среднем колебался в пределах 32-35%, то в2010 уже 50-55% (по Украине этот показатель составляет чуть больше 30%). Среди крымских регионов самые ветхие канализационные системы в городах Красноперекопске и Евпатории, где изношенность составляет 80%, а в городах Саки, Керчь, Симферополь и Феодосия в аварийном состоянии находится 2/3 сетей, в Бахчисарайском, Первомайском и Ленинском районах – более половины протяженности сетей. Удельный вес аварийных и ветхих водопроводно- канализационных сетей в автономии достиг 50%, более 40% технологическое оборудование эксплуатируется с предельным физическим износом. Процент потерь очищенной воды в сетях достиг 45 %, удельные затраты электроэнергии на 1м3 поданной воды составляет 1,345 квт.

Низкий уровень обеспечения услуг водоснабжения потребителей в сельской местности, значительная часть водоводов в Джанкойском, Ленинском, Черноморском, Первомайском и Красноперекопском районах в связи с износом вышла из строя. Поэтому качество подаваемой населению питьевой воды в этих районах не соответствует санитарным нормам. На восстановление сельского водоснабжения необходимо как минимум около 400 млн.грн. Тяжелая ситуация и в теплообеспечении, теплотрассы изношены, эффективность работы технологического оборудования на источниках теплоснабжения низка. Основная часть тепловых сетей требует капитального ремонта. КПД большинства крымских котельных не превышает 60-70 %, а потери во время транспортировки достигают 25%, при этом новое строительство не ведется. Сроки эксплуатации 45% котельных превышает 25 лет. В них продолжают эксплуатироваться около 500 морально и физических изношенных котлов, удельный вес которых со сроком эксплуатации 20 лет, ветхих и аварийных сетей теплоснабжения составляет соответственно 35% и 31%. Удельный расход топлива на производство тепловой энергии продолжает оставаться высоким и составляет 164.9кг у.т/Гкал. Таким образом, уровень износа коммунальной инфраструктура городов и населенных пунктов Крыма достигает 60%., к 2011 году в капитальном ремонте и реконструкции нуждались около 45% сетей электроснабжения, свыше 50% теплотрасс, до 60% канализационных коллекторов и очистных сооружений, более 70% водопроводной сети, при этом не менее четверти водопроводных сетей имели степень износа свыше 80%,вместе с тем , начиная с 1991года обновлению подвергалось 5-7% основных фондов жилищно-коммунального комплекса. Энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превосходит показатели Европейских стран, если на начало 90-х годов в среднем по Крыму на 100 км коммунальных сетей приходилось 30-40 аварий, то в последние годы этот показатель достиг 180 аварий на 100 км водопроводной сети и 10-20 на 100 км сетей теплоснабжения

На Крымских полигонах ТБО скопилось около 15 млн. тонн мусора. Большинство полигонов исчерпало свои возможности, которые требуют необходимости реконструкции или закрытия действующих полигонов и свалок твердых отходов в связи с превышением проектной мощности и сроков эксплуатации.

Уважаемые коллеги!!! Исходя из мер по обеспечению стабильного функционирования объектов и служб обеспечения в осенне-зимнем периоде 2011-2012 г.г утвержденным Советом министров АРК, до 01 октября 2011года необходимо было завершить работы по подготовке объектов к зиме с оформлением актов готовности, заключить договора на поставку природного газа для отопления, оснастить технологическими приборами учета объектов тепло-водоснабжения и водоотведения, находящихся в коммунальной собственности территориальных громад. Совместно с теплоснабжающими предприятиями в срок до 15 октября 2011г принять меры и обеспечить погашения задолженности за природный газ, использованный в прошлом отопительном сезоне. Также до 15 октября 2011г. необходимо представить на утверждение соответствующих Советов тарифы на жилищно-коммунальные услуги, разработанные в соответствии с новым порядком. По информации министерства регионального развития и ЖКХ Крыма на 10 октября 2011 года к работе в предстоящий отопительный сезон готовы 792 котельных (98,2%) от общего количества. Также к зимней эксплуатации подготовлено 242 тепловых пункта (100%)и 1176 км теплотрасс (98,6%), в общем Крым готов к отопительному сезону , так отрапортовала власть автономии. Вместе с тем , выборочная проверка домов государственной жилищно- коммунальной инспекции в Крыму при подготовке к отопительному сезону указала на множество недостатков по подготовке объектов коммунальной сфере к зиме. В частности к 25 сентября 2011г. должна быть закончена работа по проверки готовности всех объектов к зиме, в большинстве городах не были подписаны паспорта и акты готовности к зиме всех домов и сооружений, как жилых, так и социально-культурной сферы. Кроме того большое количество жалоб крымчан поставило под сомнение реальное состояние готовности к зиме, что и подтвердилось, Крым в настоящее время не готов к отопительному сезону 2011-2012гг. в установленные сроки согласно принятому Постановлению Совета министров АРК от 20.09.2011 г№473.

По состоянию на 25 октября 2011 года в Крыму введены в действие 55% котельных, отапливается 30% жилых домов, 70% дошкольных учреждений, 53% учебных заведений, 54 % больниц. К сожалению и на сегодня ситуация существенно не изменилась.

В разрезе регионов автономии тяжелая ситуация сложилась в г. Алушта , только с 26 октября начался процесс подачи тепла. Возникшая проблема с началом отопительного сезона возникла в силу значительного долга за тепло, скопившегося в прошлом отопительном сезоне. Алуштинский филиал предприятия « Крымтеплокоммунэнерго» не получил вовремя лимитов газа на отопительный сезон. В настоящее время подключено в г. Алуште отопление в половине многоквартирных домов. Вместе с тем, город с 01 ноября по 04 ноября 2011 года может полностью остановлена подача природного газа на газораспределительную станцию Алушта, Запрудное, Малый Маяк. В частности газоснабжение планируют отключить в связи с проведением огневых работ, замене аварийного оползневого участка на магистральном газопроводе Ялта – Алушта.

В г. Феодосия только началась подача тепла в образовательные и лечебные учреждения, а поселки Орджоникидзе и Приморский остаются без тепла, так как «ЗАО Теодисия» отказывается от эксплуатации своих котельных и потребуется около 2-х месяцев, чтобы запустить тепло в эти поселки. Физический износ тепловых сетей в городе составляет от 60-80 %, в аварийном состоянии находится 2,5 километров сетей.

В г. Керчь вокруг предприятия ОАО»Керчь-Газ» возникла конфликтная ситуация, налоговая инспекция практически парализовала работу данного предприятия , что существенно может повлиять на отопительный сезон в данном городе.

В г.Симферополе отопительный сезон, еще не начавшись, принес городу массу проблем. Из-за не вовремя начавшегося отопительного сезона в районе ул. Луговой вышел из строя головной кабель, обесточившей 15 подстанций. Несмотря на заверения руководства Симферопольского Горсовета отопительный сезон так и не начался с 17 октября 2011 года. Такие примеры о неготовности к отопительному сезону можно приводить по каждому региону автономии. Исходя из этого можно предположить, что отопительный сезон в Крыму будет непростым, поскольку нерешенных вопросов остается много, в том числе вопросы задолженности потребителей, а также долгов государства по компенсации разницы в тарифах . На 01 октября 2011 года долги потребителей перед « Крымтеплокоммунэнерго» составили порядка 220 млн.грн., в том числе за текущий год 86 млн.грн. При этом население автономии задолжало 181 млн.грн., из которых 70 млн.грн из этой суммы- долг за услуги полученные в 2011 году. Помимо этого, особое беспокойство, теплоэнергетиков вызывает состояние внутридомовых тепловых сетей. Во многих многоквартирных домах они находятся в аварийном состоянии

Уважаемые коллеги!!! Острой проблемой остается тарифная политика. Утверждение подхода самоокупаемости жилищно-коммунального хозяйства сопровождается ростом квартплаты и оплаты коммунальных. Увеличение квартплаты и коммунальных платежей до размеров самоокупаемости и самофинансирования ЖКХ не может быть осуществлено в короткие сроки при низких доходах населения. Квартплата только со временем станет реальной ценой жилища. Особенностью финансирования жилищно-коммунального комплекса является опережающий рост тарифов на коммунальные услуги по сравнению с темпами инфляции и ростом доходов граждан. Так, за последние десять лет тарифы ЖКХ выросли в среднем в 8-10 раз, а в 2011 году они выросли на 13-20%, в том числе тарифы на горячую и отопление возросли на 20,1%, водоснабжение на 16,2%, канализацию на 13,1%. Причем система установления тарифов непрозрачна, откуда берутся эти цифры неясно. В связи с тем, что дата перехода на 100 процентную оплату стоимости услуг неизвестна, то рост тарифов продолжится, что отрицательно скажется на уровне жизни крымчан Состояние объектов благоустройства населенных пунктов в автономии и уровень их содержания не в полной мере соответствуют потребности населения.

В целом по отрасли дебиторская задолженность предприятий и организаций, предоставляющих услуги по теплу, водоснабжению и водоотведению, содержанию жилищного фонда и объектов благоустройства достигло более 500 млн.грн., в том числе задолженность населения за оказание жилищно-коммунальные услуги-342 млн.грн.

Финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства не позволяет обеспечить качественное оказание услуг и осуществлять инновационную деятельность, направленную на реконструкцию своих основных фондов и обновления инфраструктуры населенных пунктов.

Уважаемые коллеги!!! Как мы видим из анализа, состояние жилищно-коммунального хозяйства Крыма критическое и представляет опасность для жизнедеятельности крымчан, а также постоянного функционирования хозяйственного комплекса, что может привести к угрозе в экономической, социальной и экологической сферах автономии.

Архив