Леонид Грач

Диктатура под демократической вывеской

Политическая система Украины на протяжении последних лет тщательно выстраивалась таким образом, чтобы гарантировать господство проамериканских сил, несмотря на полное отсутствие у них общественной поддержки.

С этой целью были созданы трудно преодолимые препятствия для участия в политическом процессе партий, не связанных с олигархическими группировками. Обеспечен контроль над региональными органами власти со стороны олигархии и криминалитета. Фактически ликвидировано независимое судопроизводство. Сформирована система тотальной коррупции.

Однако проамериканским силам становится все труднее удерживать власть, поскольку их социально-экономический и внешнеэкономический курс явно противоречит требованиям украинского общества. Сохранять господствующее положение исключительно с помощью лжи и манипуляций в течение долгого времени невозможно. Украинское общество начинает прозревать, его доверие к руководству страны постоянно падает, и оно может уже в ближайшем будущем перейти к массовым протестным действиям, отстаивая свои права и интересы. При этом состояние украинской экономики будет стремительно ухудшаться. Согласно оценкам специалистов Всемирного экономического форума украинская промышленность утрачивает конкурентоспособность, и уже в краткосрочной перспективе наша страна столкнется с серьезными проблемами вследствие резкого снижения спроса на экспортную продукцию, девальвации национальной валюты и разрушения финансовой системы.

Исправить ситуацию можно, только отказавшись от нынешнего социально-экономического и геополитического курса. Но на это проамериканские силы, захватившие власть в нашей стране, никогда не согласятся. Внешняя политика, направленная на превращение Украины в сателлита Вашингтона, является главным условием поддержки украинской политической элиты со стороны американской администрации. Если украинскую правящую верхушку не будет подпирать внешняя сила, то она попросту рухнет. А социально-экономический строй, передающий национальные ресурсы в руки олигархических кланов гарантирует поддержку ими геополитических проектов украинского руководства.

Поэтому проамериканские силы решили окончательно уничтожить механизмы, позволяющие обществу влиять на решение органов власти. Правящая верхушка уже давно предпринимает попытки установить олигархическую диктатуру, прикрытую демократической вывеской. Но теперь это стало главным условием сохранения господства проамериканских сил. Политическая демократия (даже в том жалком виде, в каком она существует в современной Украине) превратилась для них в смертельную опасность. Задачу выживания проамериканской правящей верхушки успешно решает проект Конституции Украины, представленный Виктором Ющенко, сохраняющий видимость демократии, но на деле превращающий ее институты в фикцию.

Показательно, что некоторые влиятельные украинские политики, в том числе Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, публично отказались участвовать в обсуждении президентского проекта Конституции, явно не желая ни поддерживать его, ни выступать с критикой. Однако окружение президента и без их содействия сумеет изобразить общественную дискуссию. Ющенко и его клика намерены приложить значительные усилия для имитации «народного» одобрения конституционной реформы.

На днях под руководством Юрия Еханурова, заместителя главы секретариата президента, прошло совещание представителей регионального руководства. На нем было дано указания бросить все агитационные и информационные ресурсы на прославление президентского проекта, который велели называть «народной Конституцией». О его мудрости и демократичности должны писать газеты, рассказывать региональные телеканалы, сообщать радиостанции. При этом «Наша Украина» и Украинская народная партия будут изображать восторженную общественность, призывающую, как можно скорее, принять президентский проект. Основная цель этой пропагандистской кампании, как было сказано на совещании, состоит в том, чтобы убедить, как можно большее число людей в том, что только обеспечив принятие ющенковской Конституции можно обеспечить в стране социальный мир и экономическое благосостояние.

Эта имитация широкого обсуждения, конечно же, будет грубой поделкой, но проамериканские силы не гонятся за достоверностью. Им нужно лишь прикрытие, позволяющее организовать закулисный сговор олигархический группировок и не имеющее ничего общего с демократическим процессом. Главное для проамериканских сил любыми средствами обеспечить принятие предложений, которые позволят им получить контроль над всеми ветвями власти.

Согласно проекту Ющенко контроль над политическим процессом сосредотачивается в руках президента, который получает возможность опереться на верхнюю палату парламента – Сенат, который формируется из представителей регионов. Понятно, что состав Сената будет определяться при помощи административного ресурса, а его подавляющее большинство составят представители олигархических кланов и связанной с ними бюрократии. При этом Сенат будет контролировать назначение судей и Генерального прокурора, утверждать законы, принятые нижней палатой, вводить чрезвычайное положение (позволяющее власти силой подавлять социальный и политический протест), назначать членов Центральной избирательной комиссии. Это позволит правящей верхушке полностью игнорировать мнение общества по важнейшим вопросам, не допуская появления сколько-нибудь влиятельной политической оппозиции. Будет исключена даже теоретическая возможность того, что депутаты парламента под давлением «снизу» или из страха перед развитием экономического кризиса примут законы, идущие в разрез с планами проамериканских сил.

Внешняя политика государства будет определяться исключительно президентом. Он получает возможность самостоятельно заключать договоры с другими странами и втягивать страну в любые международные организации. Эти решения впоследствии должны быть одобрены Сенатом, который будет охотно поддерживать превращение нашей страны в периферию евро-атлантического мира. А вот отменить внешнеполитические шаги президента, в том числе связанные с присоединением украинского государства к военно-политическим блокам, будет практически невозможно. Для этого понадобится проведение общенационального референдума, который будет назначаться все тем же Сенатом.

В своих недавних интервью зарубежным изданиям Ющенко вновь показал, что он не желает считаться с требованиями украинского общества. Он назвал Черноморский флот России главным фактором, дестабилизирующим обстановку в Крыму, и высказался за скорейшее присоединение Украины к НАТО. Этот блок, по мнению Ющенко, является «альянсом демократий», в котором Украина сможет получить надежную защиту от внешней (т.е. российской) угрозы. Нужно понимать, что Ющенко выражает не только личное мнение, но и принципиальную позицию проамериканских сил Украины, которые сохранят влияние и после предстоящих президентских выборов. И независимо от того, что украинское общество будет выступать против вступления в НАТО, а крымчане требовать бессрочно продлить базирование в Крыму Российского флота, украинский президент под давлением Вашингтона сможет поступить наперекор общественным требованиям.

Кстати говоря, Крым в соответствии с проектом Ющенко практически полностью лишается своих прав, превращаясь, по сути дела, в обычную область. Постановления парламента и правительства Крыма могут быть в любой момент приостановлены главой государственной администрации, который становится подлинным хозяином полуострова. Отменить его решение может только суд, что на практике, как понятно каждому трезвомыслящему человеку, означает, что исполнительная и законодательная власть Крыма смогут действовать исключительно в соответствии с пожеланиями украинского президента.

Автономия, утратив свои нынешние полномочия, не сможет проводить самостоятельную экономическую политику, распоряжаться собираемыми в Крыму налогами, ее мнение не будет учитываться при выработке внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны. Сотрудничество с регионами других государств станет возможным только после соответствующего разрешения центральной власти. Кроме того, Крым утратит всякую самостоятельность при определении статуса русского языка. Безусловно, Конституционные полномочия Крыма до сих пор так и не были реализованы в полной мере. Более того, ситуация в этом отношении в последние годы только ухудшилась: нарушение Конституционных прав АРК со стороны центральной власти приняло системный характер (с молчаливого согласия нынешнего руководства Автономии). Но одно дело, когда власть нарушает закон, и долг каждого сознательного гражданина состоит в том, чтобы призвать ее к ответу и прекратить беззакония. В этом и состоит главная задача всех ответственных политических сил Автономии. И совсем другая история, когда власть игнорирует общественное мнение, обладая на это полным правом, придерживаясь буквы закона. В этом случае беззаконие станет нормой, и противостоять ему станет практически невозможно.

Нужно сказать, что с точки зрения европейской и общемировой практики в обширных полномочиях Крыма нет ничего удивительного. Схожими (или даже значительно большими) правами обладают многие европейские автономии. Чтобы убедиться в этом, Ющенко достаточно было бы прочесть Конституцию Каталонии, или, скажем, Южного Тироля. Но ему, в действительности, нет никакого дела до реального европейского опыта. Содержащиеся в преамбуле его проекта слова о том, что украинский народ осознает себя «частью европейской общности» - это пустая болтовня. Во-первых, украинский народ, как свидетельствуют социологические опросы, осознают себя, прежде всего, частью «восточнославянского мира». Во-вторых, «европейская идентичность» Ющенко и его соратников бесследно исчезает, как только дело заходит о практическом применении принципов европейской политической демократии, основанной на безусловном уважении к общественному мнению. Вся их деятельность направлена на то, чтобы разрушить демократические механизмы, навязав свою волю украинскому обществу, заставив его обслуживать интересы ничтожного меньшинства, захватившего в стране власть и собственность. И, как свидетельствует проект Конституции, представленный Ющенко, ради достижение своих целей проамериканские силы намерены установить прикрытую демократическим фасадом диктатуру, которая позволит им торговать национальным суверенитетом и будущим украинского народа.

Л.И. Грач, народный депутат Украины, председатель Общественного совета по защите Конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация